Продукция этого предприятия – ходовой бренд нашего города
Во все времена Тобольск славился рыбой. Еще из детства помню, гости, наезжающие к нам, норовили в первую очередь отведать рыбки иртышской. Не удивительно, что и сегодня продукция Тобольского рыбозавода по-прежнему пользуется спросом.
– Рыбозавод – предприятие прибыльное, – удовлетворенно заметил на пресс-конференции несколько месяцев назад генеральный директор ОАО «Тобольский речной порт» Виктор Владимирович Зырин.
Конечно, еще памятны времена, когда завод влачил жалкое существование, еле сводил концы с концами, чтобы хоть как-то выплатить мизерную зарплату оставшимся верными работникам. Речной порт приобрел рыбозавод в пору, когда прежние хозяева намеревались его обанкротить. Вложив немалые средства, поставил производство на ноги. Впрочем, и теперь, когда оно стало прибыльным, головное предприятие не оставляет его своими заботами.
Вялить – не мочить
Так куда же идет прибыль? Вопрос адресовала директору рыбозавода Ларисе Анатольевне Артюшиной, которая до этого многие годы работала здесь технологом, хорошо знает дело изнутри.
– Мы продолжаем развивать производство. В прошлом году запустили новый вялочный цех, потратив на него более трех миллионов рублей.
Я помню старый, допотопный, достаточно примитивный, с деревянными стойками, на которые работницы навешивали рыбу. Она в сухую погоду вялилась неплохо, а стоило небесной канцелярии наслать непогоду и сырость, раскисала рыбка. О каком качестве можно говорить? Теперь рыбники не зависят от капризов погоды: в двух специальных вялочных камерах устанавливается нужная температура в зависимости от времени года, закатываются туда тридцать вагонеток с клетями, на которых укреплены шампуры с разделанной рыбой. Все из нержавейки, даже красиво и эстетично. Мало того что в два раза сократилось время вяления, а значит – возросло качество, но и труд существенно облегчился. Безусловно, возрос и объем выпускаемой продукции, половина которой именно вяленая, по 20 тонн в месяц. И 70 % вяленой – речная рыба: лещ, плотва, язь, судак, пелядь.
Пресервы
Это еще одна статья расходов от прибыли. Дело в том, что пресервную линию завод начал осваивать сразу, как начал восстанавливаться после развала. Но все не доставало денег на более полную ее механизацию.
– В прошлом же году мы приобрели за полтора миллиона рублей добавочное оборудование. Теперь больше операций на пресервной линии механизировано. И сразу увеличился выпуск на 40 %, хотя работаем не в полную силу – под заказ. Реализуем не только в городе, но и в другие регионы уходят наши пресервы. Тем более ввели в эксплуатацию специализированный склад готовой продукции, где устанавливается определенный температурный режим.
Рыбак рыбака видит издалека.
Рыбозавод плотно работает с местными рыбаками.
– Взяли квоту на вылов 65 тонн рыбы. Для нас, конечно, это немного. Но в производство пойдут местные окунь, щука, язь, лещ. Мы уже третий год используем в переработке речную сорную рыбу. Раньше 70 % шло морского сырья и только 30% – речного. Сегодня 50х50, надеемся вскоре основной упор делать на свою рыбу.
Как-то мне посчастливилось побывать на рыбалке с бригадой заводских рыболовов на Кориковском плаву. Язи, помню, были там славные – огромные, жирные. И нынешним летом иртышское «живое серебро» будет идти на завод с пяти отведенных плавов.
– А еще мы планируем нынче активно работать с населением – принимать рыбу у тех, у кого есть разрешение на вылов.
Щука в реке, чтоб карась не дремал
– повествует народная поговорка. Можно, конечно, это изречение толковать и иносказательно. Но мы, надеюсь, воспримем в прямом значении. Для завода обе рыбы равнозначны, обе идут в переработку и последующую реализацию.
– Честно говоря, побаивалась работать с карасем, – делится переживаниями директор завода. – Последние четыре года покупатель как-то отошел от него, было сложно продать. А тут из Заболотья привезли такого замечательного карася – от 800 граммов до 1200, мы его быстро переработали и реализовали за месяц. Теперь заключили договор с рыболовной артелью из Лайтамака, с Миркатом Салимановичем Давалевым. Будут поставлять нам карася, говорят, и щука у них есть.
Кривое и Щучье
А кроме этого завод взял в аренду в Тобольском районе два озера, в одно из которых уже заселили карася. Другое озеро предназначено для пеляди.
– Пока по пеляди ставку делаем на Курган – у них зарыбленные озера, ведется производственный вылов. Конечно, и цену они постоянно поднимают. Потому и наша продукция выходит дороже, чем хотелось бы.
Спрос...
И все же спросом тобольская рыбка пользуется не только в городе. Сегодня она «уплывает» в Екатеринбург, Барнаул, Нижний Новгород, на север и юг Тюменской области. И стараются больше заказывать именно речную рыбу. Иртышская рыба, похоже, становится (может, уже и стала давно) ходовым брендом Тобольска.
– Помню, одно время вы сами на своем транспорте возили продукцию в южные районы области – Ишим, Сорокино, Вагай, – спрашиваю у Ларисы Анатольевны.
– Последние три месяца не возим: далеко, расходы на ГСМ огромные, а выручка не всегда оправдывает затраты. Но мы готовы к сотрудничеству, если предприниматели южных районов будут брать на реализацию нашу продукцию. Потому что знаем: там ее помнят и любят.
Торговля
Осознавая существующую реальность, рыбозавод открывает собственные торговые павильоны. Не так давно запустили новый продуктовый магазин «Рыбный мир» в здании проходной завода. Люди благодарны, ведь раньше до ближайшего, чтобы купить хлеба и молока, приходилось идти целый километр до трассы «речпорт-город», где расположена торговая точка.
– Виктор Владимирович рассудил так – для людей, живущих в поселке Сузгун, надо сделать недорогой, но полноценный продуктовый магазин, – говорит Лариса Анатольевна. – Тут же мы реализуем и свою продукцию в полном ассортименте.
Экология
Сегодня рыбозавод производит более 150 наименований рыбной продукции. И вся – экологически чистая, потому что не применяются химические добавки: пищевые красители, усилители вкуса, созреватели.
– Все технологи знают, что использование добавок дает привес. За счет этого можно и цену снизить. У нас этого нет, нет химии, все натуральное, и при копчении применяется дым от осиновых реек, а не химические «жидкие дымы».
Меня, конечно, заинтересовало: как различить в магазине рыбу с добавками? Лариса Анатольевна, специалист-технолог, объяснила на примере семги:
– Она имеет свойство белеть. Когда мы ее вакуумируем, ничего не добавляя, она выглядит бледнее. Покупатель обращает внимание на рыбу более яркую – она привлекательней, ее и берет.
А потом начинаются всевозможные аллергии, даже сыпь на теле выступить может. Мне рассказывали, что приходилось даже отказываться от любимой рыбки. Так что, уважаемые потребители, будьте внимательнее к своему здоровью и более требовательны в выборе. Рыба рыбе – рознь.
В народе говорят: «Всякая рыба хороша, коли на уду пошла». Так-то оно, может, и так, да сегодня приходится быть осмотрительней. Впрочем, имея под боком свой рыбозавод, который перерабатывает иртышскую живность, да делает это с заботой о здоровье потребителя, тоболякам опасаться не приходится. Конечно, если покупаем только местное.
Раиса ПОЛОВИНКО