Медиакарта
18:49 | 9 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Судьба-разлучница

Судьба-разлучница
22:49 | 06 мая 2012
Источник: Сельская новь

Я хочу рассказать о судьбе одной семьи, историю которой я услышала из уст бабушки со стороны отца, Авдотьи Николаевны Пушкиной. Она родилась в 1881 году в небольшой деревушке Речкуновой в Абатском районе Омской области. Там прошли её детство и юность, там было ей суждено встретить своего будущего мужа.

Юноша был интересный, работящий, заботливый, только немного застенчивый. Когда он сделал предложение, она согласилась стать его женой. Так началась их семейная жизнь. Оба трудились: она - на ферме, он - в поле. От матери молодой жене досталась швейная машинка. В своём рассказе бабушка называла её кормилицей.

Дуняша была настоящей мастерицей. Она перестирывала и перешивала старые потрёпанные вещи так, что они превращались в полне ещё пригодные к носке. Слава о хорошей швее долетела и до Абатска. И к ней стали приезжать с заказами женщины из зажиточных семей.

Тем временем маленькая семья начала расти. В 1908 году родилась девочка, назвали её Степанидой, потом в 1916 году мальчик Зиновий, мой отец, в 1920 году - Павел, 1924 году - Зоя и Рая - в 1930. Вот такая большая была семья.

Дети стали подрастать, были хорошими помощниками своим родителям. Получили начальное образование и продолжили учёбу. Павел стал кондуктором, Зиновий, несмотря на молодость 15 – 16 лет, отучился на военных курсах в городе Омске и работал охранником в Абатске.

Здесь он познакомился с девушкой Анастасией (моя мама). Она работала на кирпичном заводе. Маленькая худенькая девчушка катала тяжёлые вагонетки с кирпичом. Постепенно дружба перешла в любовь. И на свет появилась новая семья.

И всё было бы хорошо, если бы не пришла в каждый дом большая общая беда – война.
Авдотья проводила на фронт всех своих мужчин: мужа и сыновей, а также сестру Соню. Но видно беда одна не ходит, умерла дочь Зоя и бабушка остались вдвоем с двенадцатилетней Раей. Долго не могли они привыкнуть к пугающей пустоте и тишине когда-то полного весёлых голосов дома. А тем временем вся тяжесть труда легла на женские и детские плечи.

Изо дня в день ждала Авдотья вестей с фронта. Чаще других давал о себе знать Зиновий, особенно пока их часть находилась в Омске. Последнее же его письмо пришло из Роданского воеводства Зваленской волости в Польше. Он погиб там 8 января 1945 года, и похоронен там же, не дожив до победы всего четыре месяца. Старшина Зиновий Семёнович Пушкин был командиром орудия 515 стрелкового полка. За мужество и героизм он награждён орденом Великой Отечественной войны первой степени.

Был месяц май 1945 года, когда из репродуктора донеслось: «Германия капитулировала, маршал Жуков подписал документ о перемирии». Что тут началось! Это был самый счастливый день в жизни миллионов людей. Стали возвращаться с фронта солдаты, израненные, измученные, уставшие, но живые и счастливые. Люди радовались, обнимали своих родных. И только Авдотья не находила себе места, она каждый день выходила за деревню и ждала, глядя на дорогу, надеялась, что вернутся домой её сыновья и муж. А через некоторое время вызвали Авдотью в сельский совет, и председатель сообщил ей печальную новость, вручив ей похоронку на старшего сына.

На желтом листе бумаги значились страшные слова: «Ваш сын, командир орудия 515 стрелкового полка, старшина Пушкин Зиновий Семёнович, уроженец Омской области Абатского района деревни Речкуновой, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героичество и мужество, погиб…».

Позднее Рая рассказывала, что мать вернулась домой сама не своя. По её состоянию можно было понять, что случилось что-то страшное. А на завтра бабушка отправилась в Абатск в военкомат, чтобы узнать хоть что-нибудь о муже и втором сыне. Несмотря на то, что она верила в их возвращение, страшные предчувствия мучили женщину. И, к сожалению, оказались они правдой. До конца жизни твердила она в минуты печали, вспоминая о погибших: «Знать судьба моя такая, разлучница-судьба». Бабушка ушла из жизни в 1970 году. И до последнего дня она помнила о муже и сыновьях, рассказывала о них.

Я никогда не видела своего отца, знаю его только по пожелтевшим фотографиям и со слов бабушки и мамы. Но хочу сказать о том, что и наше поколение, и те молодые, что живут сейчас, не испытали тягот войны, но помнить о тех, кому мы обязаны мирной жизнью, мы должны обязательно. И забывать о них мы не имеем права.

Автор: Л. Тумашова