Остаётся всё меньше дней до единого государ-ственного экзамена. Как учащимся и их родителям с максимальной пользой провести время, оставшееся до итоговых тестирований?
Ответ на этот и другие вопросы мы искали у Марины Ивановны ЯСТРЕБОВОЙ, заместителя дирек-тора по воспитательной работе школы №17 г. Тобольска.
-
Марина Ивановна, насколько серьёзно следует подходить к итоговому школь-ному тестированию?
-
Безусловно, с максимальной серьёзностью, но важно не перегибать палку. Когда педагоги пугают на родительских собраниях в начальных и средних классах сдачей ЕГЭ, мне хочется спросить их: почему вы не подняли эту тему в роддоме? Экзамены в школе были всегда. ЕГЭ – это точно такая же итоговая проверка, которая отличается лишь формой. Но в ней нет ничего страшного, поскольку изменились и учащиеся. Спорить, хорошо это или плохо, – бесполезно. Такова данность. Однако все психологически хотят избежать прессинга ЕГЭ, и начинаются бесчисленные классные часы, собрания, внеурочные занятия, которые ещё больше запугивают этими «страшными» тестами детей и их родителей.
-
Как лучше ребятам готовиться к сдаче ЕГЭ, чтобы избежать лишних волнений?
-
Лучше готовиться не в последний момент, ведь перед смертью не надышишься. Но есть и подводные камни: ЕГЭ идеально для школьников-визуалов (тех, кто в большей степени воспринимает мир через зрение). Для этих ребят любые тесты - прекрасная форма сдачи экзамена: все задания перед глазами.
К стопроцентным плюсам ЕГЭ можно отнести возможность выбора заданий по сложности. Раньше выпускникам предлагались два устных вопроса и одна письменная задача. Об их сложности никто не судил. Следует помнить, что экзаменующимся предоставляется ещё одна поблажка: если они не знают ответ, то могут попробовать его угадать. Кроме того, раньше абитуриенты проходили академическую проверку дважды - при выпуске из школы и при поступлении. Сегодня набранные в школе баллы становятся пропуском как в средние, так и в высшие учебные заведения.
-
Что следует предпринять родителям, когда им говорят на школьном собрании: «Ваш ребёнок не готов к ЕГЭ»?
-
Тут видны уши ещё одной проблемы: в наше время ученики посещают неоправданно много дополнительных занятий. Они вынуждены уходить из школы очень поздно, потому что в первой в половине дня у них проводятся обычные уроки, а во второй они готовятся к ЕГЭ. К этим занятиям я отношусь двойственно. Они хороши тем, что учат работать с тестами. Но то, что ребёнок вновь занимается учёбой, сравнимо лишь со взрослым восьмичасовым рабочим днём. С такой нагрузкой подростку справиться нелегко. И не следует забывать, что в этом возрасте ему нужно успеть и пообщаться со сверстниками, и влюбиться, и в кино сходить.
Многие родители нанимают репетиторов. Чем в этом случае ученик занимается в школе, если потом приходится работать ещё и индивидуальным педагогам? Сегодня при доступности знаний и сильной мотивации ребята могут многое изучить самостоятельно.
-
Но как заставить ребёнка учиться, если он этого не хочет?
-
Если мы будем каждый день говорить: «Это тебе нужно! Без этого ты никуда!» - мы не побудим детей постигать азы наук. Они могут сослаться на пример своих знакомых, которые учились слабо, кое-как сдали экзамены, но при этом ездят на дорогих машинах.
В первую очередь учащийся должен понимать, зачем ему нужны знания. Кроме того, если родители сами учились на тройки, то и ребёнка заинтересовать науками будет очень непросто. Надо учитывать и социально-экономические реалии. Например, в семье мать работает учителем, получает среднюю заработную плату. Отец же трудится на солидном предприятии водителем, а зарплата у него в три раза выше. При таком положении вещей с ребёнком сложно говорить о непреходящих ценностях образования. Поэтому акцент следует ставить не на финансовой стороне вопроса, а на всестороннем интеллектуальном развитии. Ученики должны усвоить мысль: только хорошо обучаясь в школе, они смогут подготовиться к требованиям современной взрослой жизни.
-
Но давайте вернёмся к ЕГЭ. О чём следует помнить в первую очередь при подготовке к этой проверке?
-
О том, что страх перед экзаменом - это главный враг, мешающий успешной его сдаче. Чувство боязни не может побуждать к действию. Ребят порой настолько запугивают, что многие из них потом даже бланк тестирования правильно заполнить не могут. Не стоит поднимать вокруг ЕГЭ такой ажиотаж. Если выпускник к нему готов, то он всё равно сдаст.
Но есть и ещё одна сторона вопроса: сегодня школьники оснащены технологически. В их распоряжении сотовые телефоны, аудио- и видеоплееры, компьютерные планшеты. Благодаря плодам научно-технического прогресса возможностей для списывания стало больше. Это явление в школе существовало всегда, однако страх перед единым государственным порой заставляет даже лучших прибегнуть к помощи шпаргалок.
-
Как вы считаете, хороша ли организация ЕГЭ? Может, стоило сократить время его проведения?
-
А зачем? Если говорить о вопросе питания, то взрослый подросток, позавтракав, не проголодается за три или четыре часа. Кроме того, почти каждый из ребят приносит с собой на ЕГЭ шоколад, сок или другую еду.
Немалую роль играет и тип темперамента учащегося. Холерика хоть на двадцать часов посади, он всё равно выполнит все задания за полчаса. Такой ребёнок просто физически не способен усидеть дольше. А вот меланхоликам, флегматикам и даже сангвиникам эти четыре часа необходимы, как воздух. Поэтому мы не можем дать времени меньше: каждый школь- ник выбирает свой собственный ритм работы на экзамене.
Я убеждена, что для качественной подготовки к ЕГЭ следует объединить усилия родителей и педагогов. К требованиям учителей в семье долж- ны прислушиваться, поскольку они учитывают индивидуальные особенности учащихся.