Медиакарта
11:51 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал…

Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал…
10:20 | 11 мая 2012
Источник: Новая жизнь

В канун всенародного праздника - Дня Победы, - когда по телевизору начинают показывать фильмы о войне, моя память отпирает потаенные задвижки - я вспоминаю скупые рассказы отца-фронтовика. Теперь жалею, что не записывал его воспоминания и не уточнял подробности. Память, конечно, сберегла кое-что, и я благодарен ей за это.

В тот год страна праздновала сорок лет Победы.

В городах и селах Союза проходили военные парады и митинги. Фронтовикам вручали юбилейные медали и подарки. На 9 мая в гости к моему отцу приехал младший брат - он фронтовик, жил и работал в Свердловске. Беседа братьев с повседневной текущей жизни перешла на военную тему. Оба они воевали на разных фронтах. Разговор пошел об освобождения Крыма от фашистов. Вот что мне запомнилось из воспоминаний отца.

«В боях под городом Мелитополем меня ранило в правую руку, - рассказывал отец. - После госпиталя был направлен в стрелковый полк. Командиром был майор Ефим Лев, он и назначил меня ротным.

Нам надо было переправиться через Сиваш, его еще называли Гнилым морем. Для многих солдат это водное пространство казалось огромным морем. Некоторые вообще не видели воды, разве что в колодцах. Страх и ужас были в глазах этих бойцов. Офицеры подразделений и политработники проводили инструктажи, объясняли бойцам, что подобная операция проводилась в 1920 году красноармейцами Михаила Фрунзе и закончилась успешно. Необходимо было приготовить средства для переправы техники и снаряжения.

Приказали переходить Сиваш в районе острова Русский - это между Херсонской областью и Крымом. Первыми в холодную ноябрьскую воду вошли бойцы нашей дивизии. Надо было преодолеть четыре километра. Солдаты, увязая в иле и грязи, взявшись за руки, помогая друг другу, шли сначала по колено в воде, потом по пояс и грудь. Шаг за шагом преодолевали Гнилое море. На пути попадались глубокие ямы, мы слышали предсмертные вскрики бойцов. Это означало - кто-то попадал в яму, руки расцеплялись, намокшее обмундирование, ил и грязь тянули на дно. Жутко все это было видеть и слышать, но паники не было. Была решимость, как будто каждый из нас защищал свой собственный дом. Сцеплялись руками, снова продолжали движение.

Погода способствовала скрытному форсированию Сиваша. Был сильный туман, заслонивший нас от немецких наблюдателей. Мы без единого выстрела преодолели Гнилое море. Кто первыми достигали побережья, разжигали костры, сушили одежду, обувь. Немцев на берегу не было: как доложила разведка, основные их силы располагались в 15 километрах от побережья. Охрану берега вел малочисленный патруль. Фашисты даже и не предполагали, что в такую погоду наши войска решатся на столь рискованное дело. Они считали, что Сиваш - непреодолимое водное пространство.

Немного обсушившись, стали копать окопы, строить блиндажи и землянки. На вторые сутки нас обнаружил немецкий патруль. Оккупанты сориентировались и стали бомбить занятые рубежи, наши истребители отгоняли их бомбардировщики. Чтобы переправить тяжелую технику, стали строить деревянную дорогу по принципу железной, «рельсы» и «шпалы» из дерева. По этойдороге переправили танки, артиллерию, продовольствие. Зимовали прямо на берегу, в отрытых землянках и блиндажах. Как-то, обходя позиции своей роты, спросил солдат: «Как живется в окопах, бойцы?» Один из солдат весело ответил: «Товарищ капитан, жить здесь нельзя, а находиться можно!». Все дружно захохотали. «А не боитесь немца?» - И опять тот же голос: «Нет, сам я не боюсь, а шкура дрожит!». «Молодец, боец! С такими орлами нам никакой враг не страшен!».

Основное наступление на Крым началось в апреле 1944 года, через пять месяцев после форсирования Сиваша. Все это время нам пришлось существовать с противником рядом, постоянно отбивая вражеские атаки. Нашей 417-й дивизии было присвоено звание «Сивашская», с этим званием мы штурмовали Сапун-гору, освобождали Севастополь. Больше половины бойцов нашего полка погибли или были ранены при штурме Сапун-горы, многие награждены орденами и медалями. Командир полка Ефим Лев удостоен звания Героя Советского Союза».

Вспоминая рассказы отца и дяди, я поражаюсь: как же у их поколения хватило сил вынести все это! Я не слышал от них жалоб, они не хвалились своими фронтовыми заслугами. Прошедшие дорогами войны, пережившие все ее ужасы, всегда говорили, что страшней испытания нет в жизни. Война - страшное, кровавое, бесчеловечное дело.

В тылу трудились женщины, старики и дети. Им тоже было тяжело полуголодным работать для фронта, для Победы, но они все же не боялись погибнуть от пуль и осколков.

Вдвойне тяжелее было тем, кто попал в оккупацию и концлагеря. Жизнь этих людей состояла из голода, боли и постоянного смертельного страха.

Я понимаю, почему то поколение с такой скорбью и тревогой повторяло уже в мирные годы: «Главное - чтобы не было войны!». Ради этого они недоедали, прощали ошибки руководства, терпели неустроенный быт и трудились за копейки. Они разбили фашизм, восстановили разрушенную страну. Создали блага для грядущего поколения. Нынешние ребята, кто побывал в «горячих точках», видел смерть и кровь, тоже скажут эти же слова. Потому Мир и Победу надо беречь и делать все, чтобы войны не разгорались. По всей нашей стране воздвигнуты памятники Народу-Победителю, разгромившему фашизм.

На берегу залива, где форсировали Сиваш, на постаменте стоят самоходка и бетонная фигура бойца - символ крепости, стойкости духа русского солдата!

Всех с праздником Победы!

Ю. ФАДЕЕВ, с. Окунево.

На снимке: идет форсирование Сиваша.