Медиакарта
6:18 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дальние берега капитана Григорьева

Мы продолжаем публикацию материалов о капитане первого ранга Валерии Григорьеве – легендарном подводнике, первом командире атомного тяжелого крейсера «Акула», уроженце деревни Иска Ярковского района. В прошлом номере газеты мы рассказали о том, как артамоновский кочегар Григорьев оказался на северном флоте и начал свою офицерскую карьеру. сегодня – окончание биографического очерка о нашем земляке.

Когда первая лодка, а это была дизельная С-53, капитана Григорьева осталась на зимовку в Лиепае, специальной директивой командования матросам были продлены сроки срочной службы. И первые командирские задачи молодого капитана не были связаны с походами и маневрами.

  • Когда я первый раз построил своих моряков, комбригу, по-моему, едва не стало дурно. Нашему экипажу сразу определили время оргпериода и поставили задачи по повышению состояния воинской дисциплины и боеготовности. Когда на эскадре отбирали моряков на ремонтирующуюся ПЛ, в первую очередь отдавали тех, кто был не в ладах с воинской дисциплиной. Плюс «пред-дембельское» отношение к службе. Низкому уровню дисциплины способствовали и некоторые офицеры. В частности, наш доктор имел привычку периодически напиваться до безобразия. Но мало того, что пил сам – он еще закрывал глаза на пьянство матросов.

Несколько походов в баню под его руководством закончилось тем, что около десятка моряков (в том числе и сам доктор) вернулись на лодку пьяными «в стельку». Так что в первое «на ковре» у комбрига мне приходилось бывать регулярно, да и на всех разборах на нас постоянно указывали. Когда стало ясно, что в ближайшее время мы из Лиепаи не уйдем, я собрал матросов последнего года службы и прямо им сказал: «Как бы вы себя ни вели, меня и замполита только что назначили и, следовательно, с должности не снимут – как бы вы ни старались. А до тех пор, пока мы не подготовимся к переходу и не сдадим все три курсовые задачи, увольнений в запас не будет».

Из воспоминаний Валерия Григорьева

Скорее всего, именно такое начало капитанской карьеры должно было случиться для того, чтобы в последствие флот получил командира «Акулы» Григорьева и лучший экипаж ВМФ. Используя индивидуальные беседы и массовые мероприятия, Валерию Константиновичу удалось переубедить и настроить матросов. Все задачи были сданы с первого захода: многие старослужащие моряки являлись хорошими специалистами. И ближе к весне ситуация была исправлена полностью.

  • В море мы вышли в мае 1973 года, сразу после дня Победы. На Север шли три лодки, переход разрешалось совершить в надводном положении. Во время перехода нас привлекали к участию в учениях, поэтому мы отклонились от обычного маршрута и ушли в Норвежское море, где изображали тактическую группу, ведя активные радиопереговоры и тем самым «оттягивая» на себя значительные противолодочные силы НАТО.

Из воспоминаний Валерия Григорьева

С 1974 года начинается «атомный» этап службы Валерия Григорьева. После С-53 ему предложили перейти на РПКСН проекта 667Б на должность старшего помощника командира по боевому управлению. Такой переход не считался понижением, так как службы на «стратегах» считалась более престижной. К тому же, что было важным для Валерия Григорьева, лодки этого проекта регулярно ходили в походы.

  • Перед первым походом мне дали две недели для изучения матчасти – пришлось облазить всю лодку на животе. Во время боевых стрельб я также старался использовать все свободное время для качественного изучения корабля, особенно много времени уделял ракетному комплексу, поскольку ракетное оружие было мне совершенно незнакомо.

Из воспоминаний Валерия Григорьева

Вскоре Валерий Константинович получил допуск к самостоятельному управлению кораблем. А в 1976 году капитан второго ранга Григорьев был назначен командиром первого экипажа ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-450 пр. 667Б. И обстоятельства снова начинают проверять только назначенного командира.

  • Первый боевой поход омрачился неприятным случаем с турбогенератором, у которого потекла система охлаждения. Турбогенераторов на корабле было два, но плавать с одним исправленным подо льдами – большой риск. К тому же район нашей службы был насыщен айсбергами, поэтому приходилось уходить на достаточно большую глубину. Несмотря на серьезность ситуации, решили отремонтировать аварийный ТГ собственными силами. Решили рискнуть. За неделю специалисты боевой части, используя эпоксидные смолы, стеклоткань и подручные средства, устранили причину течи и ввели ТГ в строй. По возвращении в базу доложили о происшедшем. Этот случай показал выучку наших специалистов – до этого подобный ремонт в условиях несения боевой службы не выполнялся.

Из воспоминаний Валерия Григорьева

Умение принимать правильные решения в экстремальных условиях боевого дежурства вкупе с блестящим знанием материальной части выделяли капитана Григорьева в когорте командиров кораблей Северного флота. Под его началом служили офицеры – будущие адмиралы и контр-адмиралы флота. Под началом ярковчанина на К-450 служил будущий командующий ВМС Украины Владимир Безкоровайный. - Моим старшим помощником был капитан 3 ранга Владимир Герасимович Безкоровайный – очень активный, деловой, грамотный офицер, но служил он по принципу «вспотел – покажись начальству». Умел хорошо представить корабль любому проверяющему, но зачастую уделял чересчур много внимания внешнему лоску, упуская суть дела. Впоследствии Безкоровайный стал командиром К-450, служил зам. командира дивизии, затем начальником штаба соединения – в общем, уверенно шел в гору, дослужившись до командующего 3-й флотилией ПЛ СФ. А потом переметнулся в Военно-морские силы Украины, где стал командующим. На этой должности он вел довольно агрессивную политику по отношению к ВМФ России, «торговался» - эти корабли возьмем, эти - нет. Здесь российские корабли будут, а здесь – нет. Я таких метаморфоз до сих пор понять не могу – ведь мы родились в одном государстве, присягали ему на верность и долгие годы защищали его от внешних врагов. А тут такая агрессивность!

Из воспоминаний Валерия Григорьева

Все боевые походы капитана К-450 Валерия Григорьева завершались успешно. В 1977 году Валерий Константинович был представлен к ордену Боевого Красного Знамени. В том же году на верфях «Севмаша» началось строительство суперсовременного, не имеющего аналогов в мире, тяжелого подводного крейсера проекта 941 «Акула». Командиром второй по счету лодки, а всего было создано шесть кораблей, был назначен капитан первого ранга Валерий Григорьев. В ноябре 1977 года Валерий Константинович начал набирать экипаж. Предстояла долгая, трудная работа по организации боевой и технической подготовки.

  • В Палдиски был создан тренажер «Ольха», который имитировал 19 отсеков «Акулы» и позволял вести обучение экипажей на железе. В составе тренажера имелся действующий реактор, так что условия были максимально приближены к реальным, качество обучения было очень высоким. Неудивительно, что чем дольше мы находились в Палдиски, тем сильнее становилось желание экипажа прибыть в Северодвинск, где велось строительство корабля. Когда мы прибыли на верфи, подводный крейсер находился на стапеле, но блоки еще не были состыкованы, так что лодка была как бы растянута. Такое положение нам было только на пользу, поскольку позволяло в совершенстве изучить матчасть.

Из воспоминаний Валерия Григорьева

К началу ходовых испытаний был полностью сформирован экипаж численностью 170 человек. На лодку отбирали лучших офицеров, матросов брали только со средним техническим образованием. Экипаж успешно сдал все экзамены, прошел проверку ходовыми испытаниями, принял полный комплект ракет и торпед, и 30 декабря 1983 корабль был принят в состав ВМФ СССР. Крейсер под командованием Григорьева начал нести боевые дежурства в базе, постепенно повышая готовность к пуску ракет с двухчасовой до немедленной.

  • Корабли проекта 941 получились дорогими, но действительно очень грозными. Главное оружие крейсера – ракетный комплекс Д-19, включающий 20 твердотопливных ракет Р-39. Предстартовая подготовка выполняется очень быстро – все автоматизировано. Мощный бортовой вычислительный комплекс ракеты обеспечивает высокую точность попадания в цель. Лодка получилась большой, но очень надежной. Имея два основных прочных корпуса, модули и переходы создают своеобразный периметр, который позволяет эвакуировать личный состав из любого отсека и бороться с неисправностями с двух сторон. «Акула» создавалась специально для действий в Арктике. Ракетный комплекс позволяет производить запуск ракет из любого арктического района, начиная с Баренцева моря и заканчивая Северным полюсом. Всплытие во льдах – очень сложная операция, но подобный маневр входит в курс боевой подготовки, и экипажи владеют им в совершенстве. Конструкция корпуса позволяет взламывать льды толщиной несколько метров.

Из воспоминаний Валерия Григорьева

Под лед экипаж Григорьева уходил на несколько месяцев, патрулируя северные широты и находясь в готовности к ракетному пуску. Длительное плавание подо льдами – это особое искусство, и, как отмечает Валерий Константинович, те же американцы не были готовы к этому прежде всего морально. Ведь подо льдами помощи ждать неоткуда, единственная надежда – на собственные силы. Уступая американцам по уровню шумности и дальности обнаружения, наши РПКСН могли уйти подо льды Арктики, которые сводят на нет все преимущества американского флота. И там, в арктических глубинах, советские лодки имели возможность нанести ядерный удар по любой точке Земного шара.

  • Нередки бывали случаи встреч с американскими под-водниками – в основном у наших берегов. Конечно, хорошая техника и высокая подготовка американских подводников позволяла им многое, но в то же время эта игра на грани фола приводила и к аварийным ситуациям. Только в мою бытность командиром ТК-202 произошло два случая столкновения «Акул» с иностранными подводными лодками.

Из воспоминаний Валерия Григорьева

Валерий Григорьев командовал ТК-202 чуть более десяти лет. Его экипаж не раз занимал первые места в соединении, успешно решал задачи боевой подготовки, совершал походы в арктические районы. В 1987 году после очередной многомесячной командировки Валерия Константиновича представили к ордену Ленина. В декабре того же года капитан первого ранга Григорьев был переведен на «сухопутную» службу в штаб ВМФ в Москве. Карьеру морского офицера завершил в 1992 году на контрадмиральской должности. Судьба же ТК-202 была предопределена еще советско-американским договором. Сразу после принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул». Согласно договору лодка ТК-202 была утилизирована в 2005 году. Табличка с капитанского мостика ТК-202 была передана ее первому капитану – Валерию Константиновичу Григорьеву. Капитан Григорьев ушел из жизни в июне 2011 года. Семья Валерия Константиновича проживает в Москве: дочь Марина закончила Ленинградский кораблестроительный институт, работает в столице, является депутатом муниципального собрания ВМО Черемушки. В семье Марины Валерьевны растут две дочери.

P.S. Долгие годы вся жизнь капитана Григорьева была засекречена. В районе о нем знали одноклассники, некоторые односельчане. Но и они вряд ли могли себе представить, где служил и чем занимался подводник Григорьев. Благодаря случаю, о легендарном земляке узнал глава района Валентин Вторушин, после чего и началась активная работа по сбору материалов о капитане. Сотрудникам нашего музея удалось собрать воедино информацию из разных источников, включая воспоминания самого Валерия Константиновича, его родственников и сослуживцев. Символично, что история жизни капитана Григорьева была представлена ярковчанам в стенах Ярковской школы. История простого искинского парня, ставшего легендой флота и прожившего интересную, полезную для страны жизнь, может стать примером для тех, кто не боится мечтать и готов шаг за шагом идти к своей цели. Как когда-то не побоялся это сделать молодой кочегар из Артамоново.

Автор: Е. ЗЕМЕРОВ