Медиакарта
7:39 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фотооткрытка: Человек, дом и льющийся чугун

Усадьба Николая Машарова. Дата постройки – 1870-е годы. Адрес: ул. Ленина, 24. У этого дома - три дня рождения. Посчитаем: сначала его построили по заказу купца Прокопия Подаруева, затем в 1907 году его приобрел Николай Машаров и капитально перестроил, и, наконец, спустя много лет, уже в 1992-м из-за здания разгорелся спор между музейными работниками и городским комитетом по здравоохранению. Первые считали, что дом необходимо отреставрировать и сделать из него музей семьи Машаровых, вторые хотели разместить в нем медицинскую лабораторию. К счастью, музейщикам удалось убедить власти в своей правоте, хотя методы для этого были использованы разные. Аргументы такие: Машаров – промышленник, основатель чугунолитейного дела в Тюмени. Потерять его личные вещи, документы, его дом - значит, утратить часть истории всей страны. Впрочем, аргументы подействовали не сразу, и музейщики пошли на крайние меры: закрыли окна-двери дома, чтобы показать конкурентам серьезность своих намерений. Мы, конечно, думаем, что музейные работники были правы. Лабораторию можно организовать и в другом месте, а музей – нет. В итоге и комитет по здравоохранению в далеком уже 1992-м с этим согласился. … Теперь, чтобы узнать о Николае Дмитриевиче Машарове, его жизни, семье и производстве, надо только зайти в музей. Экскурсовод проводит на выставку «Семейный альбом» и расскажет, что знаменитый Машаров был родом из крестьянской семьи, которая в 1883 году перебралась в Тюмень из Шайтанской волости Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Машарову было тогда 18 лет. В крестьянской семье, как известно, дармоедов не бывает, все работают. Но юному Николаю повезло, родители позволили ему окончить народное училище, а уж потом устроиться работать в пароходство к братьям Кухтериным. Начинал он юнгой. Вырос до капитана. Тут будущему промышленнику снова повезло: он понравился своим работодателям-пароходовладельцам. Они предложили Машарову взять в жены их сестру Катерину, «за которую приданого дадут – сколько на баржу войдет и 10 тысяч рублей». И он согласился. Причем сказать, что брак состоялся исключительно по расчету, нельзя: те, кто видел, как выглядела Катерина Машарова, знают, что она была женщиной приятной. А краеведы еще рассказывают, что были у нее мягкий характер и умение вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, которых у Машаровых родилось восемь! Так у бывшего крестьянина появился капитал. В 1899 году он организовал необходимое для города чугунолитейное и гвоздарное производства. Экскурсоводы говорят, что в архивах сохранились интересные документы, рассказывающие о том, с чего начинался завод Машарова. Оказывается – с литейной мастерской купца Андрея Заколяпина, уроженца Каслинской волости. В небольшой землянке была установлена примитивная вагранка (горн или небольшая вертикальная печь), где плавили медь и чугун. Поначалу выпускали отдельные элементы земледельческих орудий и хозяйственных вещей. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба небольшого коллектива мастерской (12 человек), если бы ее не купил в том же 1899 году Машаров. Скорее всего, она бы исчезла, как десятки других. А так, с приходом нового хозяина, расширилась до настоящего завода. До этого большинство чугунных горшков, заслонок, чаш, гвоздей и другой продукции тюменцы закупали в Екатеринбурге. Машаров продавал свои изделия на десять копеек дешевле, чем промышленники Екатеринбурга. Он снижал цены не только в Тюмени, но и на больших ярмарках. В 1900 году «Сибирская торговая газета» опубликовала заметку о том, что завод Машарова явился на Ирбитскую ярмарку с образцами своих изделий. Цены назначались на десять копеек ниже, чем у других. На гвоздях и горшках Николай Дмитриевич не остановился, он решил развить в Тюмени художественное литье и пригласил для этого мастеров из Каслей. Отдельные изделия (или, скорее, произведения искусства) можно увидеть на выставках музейного комплекса имени Словцова. Обладателями художественного литья стали и многие коллекционеры. Завод выполнял из литого чугуна ступени и перила лестниц для общественных зданий и частных домов, модные в конце XIX столетия. … К началу XX века Машаров уже считается самым крупным промышленником Тюмени. Чуть раньше он покупает у Подаруева дом на улице Спасской – тот самый. Планирует, что в нем поселится кто-то из старших детей. Основательно перестраивает здание, о чем станет известно в 1992 году, когда будущий музей пройдет все этапы реставрации. Тогда же выяснилось, что изначально дом был кирпичным и другой высоты. Машаров разобрал его практически до подоконников, потом собрал заново, отштукатурил, пристроил веранду, сделал входы с других сторон. В 1992 году, когда здание давно использовалось в общественных целях (в частности, здесь работала городская поликлиника), оно уже мало напоминало купеческий дом. Поэтому реставраторы работали с большой осторожностью – ни документов, ни фотографий прежнего облика не сохранилось. Но специалисты, снимая с дома многолетний исторический налет, определили первоначальный вид памятника. В советское время здание лишилось балкона, веранды и лестничных переходов. Все это пришлось воссоздать. … Что же до самого Машарова, то с ним произошло то же, что и со многими купцами его времени: в его успешную жизнь вмешалась революция. Что с ним случилось – доподлинно неизвестно. Одни краеведы отстаивают версию, что рабочие его завода спрятали Николая Дмитриевича и помогли ему бежать из страны. Другие считают, что он сел на пароход и уплыл в неизвестном направлении. А третьи сделали для себя еще более грустный вывод: сибирского капиталиста расстреляли в 1922 году в Екатеринбурге.

Автор: Оксана Чечета