Как только весна постучалась в окошко весёлой капелью, Винзилинский Дом
культуры собрал под своей крышей учеников средней школы на
спектакль-мистерию молодого талантливого режиссёра Александра Тихонова.
"Перелом, или Реальность на выбор" - второй по счёту спектакль Саши на
православную тему. Он о молодёжи и для молодёжи. Он заставляет
задуматься об истинных причинах зла в человеке.
Действие спектакля захватывает сразу. От первой до последней минуты
главных героев сопровождают силы добра и зла в образе птиц. Изящные
лебеди и дикие вороны, они же Ангелы и Бесы, сливаются в неистовом
танце-схватке под чарующую проникновенную музыку "Энигмы".
Завораживающее шоу, движущиеся двери-декорации и икона "Знамение Божией
Матери" подчёркивают проблему нравственного выбора человеком своего
истинного пути. И яркой чертой через весь спектакль проходит параллель
между нашим беззаботным миром и Преисподней, где сам Дьявол с
мастерством опытного шоумена алчно раздаёт грешникам "путёвки" туда,
"где нет страданий", в мир славы, денег и власти.
Главные герои спектакля - Кирилл и четверо его лучших друзей - обычные
подростки. Они привыкли жить так, как им хочется, и далеки от заповедей
Божьих. Во время празднования Нового года на даче, куда чудом не
попадает Кирилл, ребята проходят сеанс экзерцизма. Они снимают с себя
нательные крестики, поверив духам удачи. А через несколько дней Кирилл
узнаёт, что друзья и отвергнутая им беременная девушка Маша погибли во
время пожара в новогоднюю ночь...
Силой материнской молитвы является Кириллу Вестник. С ним Кирилл пройдёт
путь духовного перерождения - Вестник покажет ему последние минуты
земной жизни друзей, Кирилл побывает "в гостях" в аду, где получит ответ
на мучивший его вопрос: "Что делать?" "Молись, у нас одна надежда на
вас, живых", - просит его лучший друг Никита, исчезая во мраке, в мире
вечного одиночества.
Так Кирилл приходит к вере и покаянием искупает грехи друзей. В финале
его ждёт чудесное спасение Маши и их ребёнка, а также новость о том, что
в больницу три часа назад было доставлено четверо ребят с ожогами...Три
часа назад - когда он крестился... Кто знает, быть может, это они - его
чудом выжившие друзья?...
В репертуаре театра "Антигона" это уже второй спектакль на православную
тему. В 2010 г. на сцене Театра кукол и масок состоялся дебют
рождественской сказки - дипломного проекта Александра Тихонова "За
звездой, или Рождественские сёстры". Этот спектакль стал своего рода
открытием для театралов - такого гармоничного сплетения театра и
православного миропонимания в истории тюменского театра ещё не было.
Православная общественность г.Тюмени ждала продолжения, и тогда была
написана пьеса "История рождения, или По ту строну...", которая стала
сценарием для спектакля "Перелом".
Спектакль заметно выделяется из репертуара "Антигоны" необычайной
динамичностью, красочностью и актёрским составом. Декорации были
выполнены в Тюменским Знаменском кафедральном соборе, там же сшили и
костюмы. Всю работу режиссёра и актёров курировал Отец Сергий (Швалёв).
Саша вспоминает, как трудно было в начале пути:
- Мы преодолели множество трудностей - порой не хватало актёров, не было
места для репетиций. Тогда отец Сергий говорил нам, что если так трудно,
значит, мы на верном пути и то, что мы делаем, действительно нужно
людям.
В "Переломе" задействовано совсем мало актёров из привычной винзилинцам
"Антигоны". Это сам Саша, Вячеслав Тихонов и Сергей Бастьян, сыгравший
Дьявола. Остальные же ребята - участники тюменского областного
общественного движения "Родник" и дети из воскресных школ. На вопрос,
как работалось режиссёру с новичками, Саша ответил:
- Это был бесценный опыт для нашего коллектива - с их помощью мы
прикоснулись к вере, и это, несомненно, повлияло на наше мировоззрение.
Мне как режиссёру было очень легко и просто работать с ребятами из
"Родника". Им не нужно было играть. На сцене они были сами собой.
В "Переломе" Саша сыграл главную роль. Он рассказал о том, каково быть
режиссёром и актёром одновременно:
- Это очень тяжело. Я вспоминаю ранние спектакли, где я был только
актёром, и понимаю, что тогда я горел на сцене! Пропускал через себя
всё, до слёз, до творческого экстаза! Теперь этого нет. Я постоянно
волнуюсь, как меняются декорации, актёры, музыка... Мне приходится
опираться на чужое мнение о своей игре, ведь, находясь на сцене, я не
вижу себя со стороны.
И хотя Саша убеждён, что спектакль больше побуждает размышлять, нежели
плакать, удержаться от слёз было невозможно. Но ценнее улыбок,
аплодисментов и слёз может быть лишь только то, сколько человек после
спектакля задумались о вечном и обрели веру в Бога. Кто-то крестился,
кто-то вновь надел крестик, кто-то просто больше стал ценить близких.
На форуме социальной сети, где общаются актёры и поклонники "Антигоны",
эмоции через край... Отрадно читать такие строчки: "Спектакль задел,
выстрелил прямо в цель... На следующий день, добравшись до заветной
коробочки, я надела крестик, который не доставала пару лет.. Теперь он
всегда будет со мной, ведь отцовская молитва только так сможет меня
найти... Я даже не припомню, какой спектакль бы меня ещё так зацепил..."
Дария БОРОДИНА-УСЫНИНА.
п.Винзили.