Медиакарта
22:20 | 30 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Спасайся, и вокруг тебя будут спасены тысячи»

«Спасайся, и вокруг тебя будут спасены тысячи»
08:10 | 14 мая 2012
Источник: Новая жизнь

(Серафим Саровский). 5 апреля в Бердюжье, при приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы, было создано общество трезвости во имя мученика Вонифатия - святого, к которому обращаются верующие за помощью и защитой от пьянства. Перед собравшимися в районном Доме культуры жителями Бердюжья выступил настоятель Ишимского Никольского храма протоиерей Владимир Ашмарин, председатель епархиального общества трезвости.

-Церковь всегда выступала на защиту народа в годину бедствий и испытаний, - сказал отец Владимир. - Сейчас - именно такое время. Алкоголизм стал для России настоящим бедствием.

Эту истину не оспаривает никто. Вот данные из статьи в последнем номере еженедельника «Аргументы и факты»: в России конца девятнадцатого века на душу населения (включая младенцев и абсолютных трезвенников) приходилось менее трех литров алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в год. В 1940 году этот показатель снизился до 1,9 литра. А в 1960 вырос до 9,8 литра, в 1984 - до 14 литров. Как бы ни был плох горбачевский «сухой закон», пить в России в это время объективно стали меньше - 10,4 литра на душу населения. Затем - новый скачок, в 2009 году на одного российского жителя приходилось уже 18 литров чистого алкоголя. В 2011 году показатель вроде бы снизился до 15,7 литра, но снижение произошло за счет значительного роста употребления пива и других слабоалкогольных напитков.

По словам Владимира Ашмарина, ситуация гораздо серьезнее, и сейчас в нашей стране выпивается на душу населения от 18 до 30 литров спирта в год - хотя уже 8-литровый порог ведет к вырождению и вымиранию общества.

Трудно найти семью, в которую не принесли бы горе алкоголь или наркотики. Разрушенные семьи, сломанные судьбы, преждевременная смерть людей от последствий пьянства, от совершенных в пьяном виде аварий и убийств, искалеченные детские души - вот что такое алкоголизм.

Страшнее всего, что к этому злу приобщаются дети - и чем дальше, тем с более раннего возраста. Пьет подросток пиво или энергетический напиток - вроде бы что страшного? Между тем врачи говорят уже о таком заболевании, как пивной алкоголизм подростков. А чтотакое энергетический напиток? Водка плюс крепкий кофе в красивой баночке. Смесь, губительная для организма, тем более - детского.

Вывод однозначен: если мы хотим лучшего будущего для своих детей и внуков, Россия должна стать трезвой страной.

Общества трезвости при православных общинах впервые начали создаваться в конце 19 века. Сегодняшние общества трезвости - это продолжение той традиции.

Мне могут возразить: перед Великой Отечественной войной Россия была непьющей страной - неверующей в основной своей массе, но непьющей. Но тогда людей тоже сплачивала вера - вера в торжество социалистических идеалов, в идеи коммунизма. Народ был на душевном подъеме. Здоровый образ жизни, физкультура и спорт - все это было не то чтобы модным, это было естественным, само собой разумеющимся.

Сейчас о здоровом образе жизни говорится много. Но что видит народ с экранов телевизоров? Нравственную и духовную пустоту, убожество, насилие, жестокость. Слова о необходимости вести трезвый образ жизни ничего не значат на этом фоне.

Русская православная церковь борется за души русских людей так, как может. Основная цель православных обществ трезвости - не перевоспитание алкоголиков, как думают некоторые. Оставаться трезвым человеком, подавать добрый пример своим (и чужим) детям, всем окружающим людям - вот основная задача вступившего в общество православного человека.

«Спасайся, и вокруг тебя будут спасены тысячи», - сказал преподобный чудотворец Серафим Саровский. Прежде, чем убеждать других отказаться от пагубной привычки, откажись от нее сам.

Сейчас в России насчитывается около 50 крупных обществ трезвости. Православное братство «Трезвение» в честь пророка Иоанна Предтечи насчитывает 57 коллективных членов братства - приходских и епархиальных.

Направления деятельности обществ трезвости разнообразны, просветительское - одно из главных. Профилактическая работа с молодежью и подростками подразумевает не столько душеспасительные беседы, сколько реальные дела - вплоть до пеших походов по святым местам. Помощь тем, кто одержим пороком пьянства, но искренне хочет от него избавиться. Научно-исследовательская деятельность и международное сотрудничество. Взаимодействие с органами власти и местного самоуправления - совместными усилиями можно добиться большего успеха. И конечно, молитва - сила молитвы, особенно соборной, то есть общей, способна творить чудеса, по крайней мере, для тех, кто верит: «По вере вашей воздастся вам».

Члены общества дают обет трезвости. Срок действия обета можно выбрать самому. 17 членов общества трезвости - прихожан Бердюжского храма Пресвятой Богородицы - дали Господу обет в течение года не употреблять спиртных напитков и ничего наркотического, а также не склонять к этому других, не принимать участия в предосудительных играх и не сквернословить. Бердюжское приходское общество трезвости возглавила матушка Надежда.

После выступления протоиерея Владимира Ашмарина ему задавали вопросы: а как же причащение? Ведь во время обряда причастия верующий употребляет церковное вино - кагор. А если, скажем, нужно выпить лекарство на спирту?..

Отец Владимир объяснил: все дело в цели, в намерении. Одно дело - выпить сорок капель корвалола, и совсем другое - целенаправленно накачивать себя вином, пивом, водкой. Затуманить голову, а то и вовсе отшибить разум - вот чего добивается человек, одержимый грехом пьянства.

Что до меня, то я не понимаю, для чего вообще это нужно. Я не люблю, когда у меня голова в тумане. Она мне нужна постоянно - причем ясной и светлой. А потому дать обет трезвости мне было легко. Возможно, соблюдение его и потребует рано или поздно определенных жертв - но верующий человек и должен быть готов к жертвенности.

В православное общество трезвости никого не загоняют насильно. Но путь сюда открыт каждому.

Елена АКСЕНОВА.

На снимке: богослужение ведут о. Владимир (слева) и о. Сергий.

Фото автора.