Медиакарта
12:03 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Мы – последнее поколение, которое говорит с героями»

В преддверии майских праздников ветераны Великой Отечественной войны – нарасхват. Только и слышишь: сегодня их поздравляют, завтра - встреча-чаепитие, послезавтра кто-то из ветеранов встречается с учениками школы такой-то. Вот встречи со школьниками как раз вызывают споры: нужны ли они? Может, дети даже не запоминают того, что им рассказывают, не интересуются? А пожилым фронтовикам так трудно добираться до школы, так долго рассказывать… Работы еще недавних школьников, а сегодня студентов нефтегазового университета (специальность «связи с общественностью») говорят об обратном. Судите сами.

Анастасия Коновалова: «Со школьных лет помню первые дни мая. У нас в школе в это время активно шли поздравительные концерты для ветеранов, активистские акции и, конечно, долгожданные встречи с нашими стариками. Невероятно трудно описать словами, какое счастье мы испытывали, видя радость в глазах ветеранов, улыбки на их лицах. Ведь они прошли огонь, воду и медные трубы, и мы старались делать все возможное, чтобы выразить им свою благодарность, чтобы они знали, что мы их любим и ценим. Но особенно мы любили посиделки с ветеранами за чашкой чая в дружеской обстановке. Они рассказывали фронтовые истории, мы вместе плакали и смеялись, но слушали всегда с замиранием сердца».

Надежда Нестерова: «Нужно ли, чтобы дети узнавали фронтовые истории от самих ветеранов? Я думаю, у этой ситуации, как и у медали, две стороны. С одной – безусловно, лучше, чтобы истории прозвучали из первых уст, а ветераны стали для молодого поколения наглядным примером мужества и отваги. А с другой стороны, зачем бередить старые раны в душах ветеранов? Им и так тяжело вспоминать о тех страшных днях. У них и так неважное здоровье, и их осталось совсем немного! На мой взгляд, проведение классных часов, вечеров памяти, сопровождающихся показом фотографий, на которых запечатлены ужасы войны, музыкой военных лет, может всколыхнуть сердца людей».

Екатерина Орлова: «Слушать, а тем более смотреть на то, как ветераны рассказывают о Великой Отечественной войне очень сложно. И ты вроде бы понимаешь, сопереживаешь, но понять все невозможно. Это нам не знакомо, и слава Богу! Моя бабушка рассказывает о войне, о своей жизни, и я понимаю, что это неразделимо. Рассказывает о том, как жестокая и несправедливая война забрала ее близких, самых родных людей… Почти каждый день в их маленький город приносили похоронки, и слезы не успевали высыхать… Я не знаю, смогло бы наше поколение совершить такой подвиг. Сомневаюсь в этом. Мне неприятно смотреть на то, как в XXI веке отмечают День Победы. Пошлое пьянство горожан, на фоне которого настоящие герои оплакивают свое прошлое и тех, кто пал в бою».

Артем Казанцев: «Мне сложно говорить о том, что я чувствовал во время встреч с ветеранами. Тем более, это было нечасто и еще в школе, где-то семь-восемь лет назад. К нам приходили те ветераны, что застали самый конец войны, потому что были тогда очень молоды. А вот многих из тех, кто прошел всю войну, уже нет в живых. Я немного помню из рассказов ветеранов, но зато помню то, что рассказывали о войне мои родные. <…> Ведь война затронула каждую семью в нашей стране».

Никита Беляев: «Когда я учился в 10-м классе, нас пригласили на встречу с ветеранами. Мы пришли в музей, перед нами сидели два дедушки и одна бабушка – в кителях, увешанных орденами и медалями. Они принялись рассказывать истории: мужчины непосредственно о военных действиях, женщина – о работе в тылу. Они рассказывали, а мы понимали, что они заново переживают события прошлых лет, будто снова идут в атаку или работают у заводского станка. И мы, школьники, вдруг почувствовали себя участниками тех событий».

Дарья Сушинских: «Наши учителя почему-то ни разу не организовали нам встречу с ветеранами. Единственные места, где я могла увидеться с ними – это парад Победы и тематические концерты в школе, где я участвовала в художественной самодеятельности. Поэтому откровенной беседы с ветеранами не случилось, и я считаю это большим упущением. Ведь наше поколение, пожалуй, последнее, кто видит их – героев, спасителей страны вживую. Больше не представится возможности заглянуть им в глаза, подержать за руку, поговорить о прошлом. Возможно, для них этот разговор был бы очень непростым. Тем не менее, просто необходимо доносить до формирующегося сознания школьников всю важность общей Победы. Иначе через 20 лет о Победе будут напоминать только георгиевские ленточки, привязанные к антеннам автомобилей…»

Светлана Шатунина: «… Я плохо помню такие встречи в шестом-седьмом классах. Но я очень ярко и четко запомнила один майский жаркий день, когда мы с ребятами сами захотели встретиться с ветераном трудового тыла, женщиной 80-и лет, которая каждый день проходила мимо нас, или, как другие старушки, сидела на лавочке, выгуливала собаку. А мы и не знали, какой величины беду пережила эта неприметная милая женщина. Она рассказала нам свою историю. Историю выживания, счастья и одиночества. Она помнила все до мелочей. Что мы чувствовали в те два часа, когда сидели возле нее полукругом? Ответить сложно. Но хотелось посидеть с ней подольше, услышать еще истории, чтобы наиболее полно представить всю картину войны и Победы».

Валентина Бордун: «Лишь один раз я услышала клочок веселой истории, рассказанной ветераном, окруженным взрослыми, на лавочке во дворе. Не знаю всей истории, но этот рассказ пробудил во мне бурю эмоций. Так странно было услышать смех, что я невольно позавидовала собравшимся вокруг лавочки людям. Неужели в те жуткие времена люди не утрачивали способность смеяться? Находили время для шуток и баек? Это настоящее чудо – чувство юмора».

Автор: Работы студентов читала и конспектировала Оксана ЧЕЧЕТА