Медиакарта
12:41 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сохранить здоровье школьников

Сохранить здоровье школьников
10:25 | 15 мая 2012
Источник: Наша жизнь

Активно говорить о валеологии (valeo – быть здоровым) педагоги начали более десяти лет назад. Как раз тогда, когда вопрос о здоровье детей встал особенно остро. Наука валеология представляет собой общую теорию здоровья, которая предполагает интегрированный подход к развитию человека. И сюда входят три самых значимых компонента – физическое, нравственное и духовное развитие ребёнка.

В каждой школе Казанского района создаются программы, согласно которым ведётся работа по данному направлению. В Казанской школе такая программа под названием «Формирование культуры здоровья в школе как социокультурном центре» разработана до 2015 года. Что входит в данную программу? По мнению педагогов, основными направлениями деятельности являются следующие. В первую очередь это обеспечение эколого-гигиенических требований, соблюдение режима питания в образовательном учреждении, здоровьесберегающая организация всего образовательного процесса, медико-социальное сопровождение, досуговая деятельность и многое другое. Но важно не только накормить каждого ребёнка в школе вкусно и питательно, содержать школьные классы в чистоте и уюте. Важно создать в школе комфортную среду для обучения детей, психологический климат, соответствующий характеру ребёнка. Здоровый микроклимат в школе – важная составляющая жизни учащихся. Об этом шла речь на одном из педагогических советов Казанской школы.

Заместитель директора школы по научно-методической работе Н.К. Еньшина считает, что среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, главными стали гиподинамия (дети мало двигаются) и низкое качество питания школьников. В Казанской школе было проведено анкетирование учителей и учащихся с 7 по 11 классы по вопросам, касающимся режима дня, питания, подготовки домашнего задания, работы на компьютере. Не стало неожиданностью для педагогов то, что дети на подготовку домашних заданий времени тратят мало, зато за компьютерами просиживают по несколько часов кряду. Для укрепления своего здоровья дети школьного возраста делают зарядку, бегают, занимаются на тренажёрах, аэробикой, закаливаются, занимаются в спортивных школьных секциях и едят здоровую пищу. В основном все дети из числа опрашиваемых обсуждают с родителями вопросы, касающиеся своего здоровья: они беседуют о физической активности, о питании, о чистоте тела и зубов, о вреде курения, алкоголя и наркомании, избыточном весе.

Старшеклассники, прекрасно понимая, что начинать заботиться о своём здоровье нужно ещё в детстве, оценили своё состояние в основном как «очень хорошее» и «хорошее». А на вопрос о том, почему важно быть здоровым, отвечали: «Чтобы долго жить», «Быть красивым и успешным», «Чтобы будущие дети были здоровыми», «Чтобы не болеть и в старости быть активными».

Учителя, отвечая на вопросы анкеты, отметили следующие школьные проблемы: некачественное питание школьников (во многих школах готовят для детей невкусно), нерациональная организация учебного процесса (к примеру, в один день учащиеся могут писать по 2-3 контрольные работы), переполненность классов, много различной техники. Педагоги тоже перегружены, а отдохнуть им часто бывает негде. Зачастую бывает так, что в школах нет так называемой «зоны тишины», то есть такого места, где можно было бы спокойно посидеть, отдохнуть после трудного рабочего дня. И это проблемы не отдельно взятой школы. Они есть в каждой и не только в нашем районе.

На педагогическом совете в Казанской школе говорили о многом. В частности, учитель физической культуры Н.В. Рябова рассказала о программе сохранения физического здоровья под названием «Быстрее, выше, сильнее», учитель географии С.В. Зубарева – о программе экологического воспитания «Эко-мир», учитель русского языка и литературы А.Ю. Першина – о слагаемых урока, сберегающего здоровье школьников, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Л.П.Канюкова – о программе сохранения психологического здоровья, учитель биологии И.А.Степаненко – о программе повышения валеологической грамотности «Мы за здоровый образ жизни».

Обсудили педагоги и вопросы, связанные с профилактической работой по предупреждению вредных привычек у школьников. Одна из глобальных проблем на сегодняшний день – профилактика подросткового суицида. Уход из жизни 14–18-летних подростков становится страшной реальностью. Поэтому на педагогическом совете говорили о том, как вовремя увидеть проблемы ребёнка, как помочь ему, если вдруг он почувствовал себя в школьном коллективе или дома некомфортно. Говорили на педсовете и о программе «Школа без наркотиков».

Учебный год заканчивается. Впереди – лето. Дети и подростки отдохнут, наберутся сил. В новом 2012/13 учебном году работа по здоровьесбережению в школах Казанского района продолжится.

Автор: Тамара НОСКОВА