Школьники казанского района написали сочинения о Великой Отечественной войне
Накануне Дня Победы в образовательных учреждениях района состоялся конкурс школьных сочинений. Участие в нём приняли более шестисот ребят. Среди них оказались не только старшеклассники, но и ученики шестых, седьмых, восьмых классов. Детям было предложено высказать свою точку зрения в рамках двух тематических блоков: «Я помню. Я горжусь» и «Поклонимся великим тем годам».
По словам специалистов, работы получились очень трогательными и интересными. Школьники писали о своих родных, рассуждали о тяготах войны, пытались дать оценку страшным событиям 1941–1945 годов. По счастливому случаю, некоторые из сочинений оказались и в нашей редакции. Прочли мы их с большим удовольствием. Прочли и подумали, что с творениями казанских талантов должны познакомиться и наши подписчики. К сожалению, опубликовать детские размышления в полном объёме мы не можем – не позволяют газетные площади, поэтому публикуем лишь выдержки из некоторых школьных работ.
ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ
Так назвала своё сочинение Софья Петрова, ученица 9-го класса Казанской средней общеобразовательной школы.
«Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. На Чёрном море ласково плескались волны, а на берегу расположился большой и шумный лагерь «Артек».
Литовский мальчик Миколас Слуцкий приехал туда впервые. Он был горд и счастлив. Его выбрали знаменосцем, и он каждое утро поднимал флаг лагеря. Последнее предвоенное воспоминание мальчика: «Щупаю босой ногой море, не решаясь окунуться в ледяную воду, ведь только начало июня. Ну и что? Я всё равно счастлив…» Одиннадцатилетнюю Тамару Пархимович война тоже застала в пионерском лагере: «Мы спим, а пионерский лагерь бомбят. Выскочили из палаток и кричим: «Мама, мама!»
Судьбы детей военной поры похожи: судьба смоленского и белорусского мальчиков, судьба украинской и литовской девочек. Война объединила общей биографией детей той поры. Самым тяжёлым для детей того времени было то, что, будучи маленькими, они уже познали все тяготы жизни.
Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбят, морят голодом и держат в страхе. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей…А немцы хохотали», – вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным дитяткой и ждём, когда сердце у него остановится…Снегом присыпаем…Вот ему и могилка до весны…» Фашизм – когда дети становятся донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребёнок не умирал. Детей гнали из концлагеря в концлагерь.
Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.
На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его в тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитыми с незаплетёнными косичками?..
…И чтобы детство никогда больше не называлось войной».
МОЯ СЕМЬЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ
Такой заголовок своей работе дала ученица 9-го класса Новоселезнёвской средней общеобразовательной школы Юлия Садовская.
«Война… Миллионы исковерканных человеческих судеб, миллионы искалеченных людей, миллионы загубленных жизней.
Моя семья тоже пострадала в годы войны. Мой прадедушка Иван Емельянович Бардаков был призван в действующую армию в 1942 году. Сформированный эшелон сразу отправили на фронт. Военный состав шёл на Курск. Там шли жаркие бои. На подступах к городу эшелон разбомбили. Самолеты налетели внезапно. Поезд на полном ходу сошёл с рельсов. Дедушку спасло то, что он ехал в последнем вагоне. Оставшиеся в живых солдаты выскакивали из уцелевших вагонов и бежали в кустарники, росшие вдоль железнодорожного полотна. А фашисты с самолётов расстреливали бегущих людей. Дедушка прыгнул в воронку и затаился там. Но это его не спасло, потому что стали рваться снаряды, которые находились в составе. Один из них тяжело ранил дедушку в ногу, он потерял много крови. Разбомбив эшелон, самолеты улетели. Молоденькая санитарка вытащила моего дедушку. Вскоре он оказался в госпитале, но ногу спасти не удалось. Так в восемнадцать лет дедушка стал инвалидом. На всю жизнь он запомнил тот страшный бой. Дедушка прожил пятьдесят три года и вырастил восьмерых детей.
Другой мой прадедушка Григорий Емельянович Бардаков был призван на войну вместе со своим отцом Бардаковым Емельяном Васильевичем. Командование решило не разлучать родственников, и с первых дней войны они воевали вместе в разведке. Не раз они ходили через линию фронта и неоднократно приводили из разведки «языков». За свои боевые заслуги оба награждены боевыми наградами.
Много горя принесла русскому народу война. Мои родные как могли, помогали Родине выстоять в тяжёлое время. В нашей семье никто не забыт. Из поколения в поколение передаётся память о них. Из шестерых членов семьи – участников боевых действий в Великой Отечественной войне (у Юли на фронте оказались ещё два прадеда – Иван Петрович Лобяков и Пётр Степанович Лобяков, прабабушка – Татьяна Петровна Лобякова. О подвигах каждого девочка подробно пишет в своём сочинении. Но цитировать текст полностью мы не можем, опять же, из-за нехватки места в газете, – прим. ред), в живых осталась только моя прабабушка Таня, мама моей бабушки Вали, сейчас ей уже 87 лет. Я горжусь своей семьёй! Никакими словами невозможно описать подвиг, который совершили наши деды и прадеды, весь наш народ в годы Великой Отечественной войны. Спасибо вам за мир!»