Весенне-летний период традиционно отмечается ростом дорожно-транспортного травматизма среди водителей и пассажиров двухколёсных транспортных средств, особенно скутеров. ДТП с их участием сопровождаются обычно тяжёлыми последствиями.
В апреле прошлого года 14-летний подросток «вылетел из седла», не справившись с управлением мопеда. А потому как ехал без мотошлема, получил серьёзную травму головы.
В сентябре при развороте скутерист не уступил дорогу мотоциклу. В результате – столкновение и травма. В октябре столкнулись на мопедах подростки 13 и 15 лет. Причём 13-летний вёз девятилетнего мальчика, получившего перелом ноги, а сам «водитель» – многочисленные ушибы и травму головы.
С технической точки зрения скутер – это лёгкий мотоцикл, способный развивать скорость до 80 км/час. Но при этом он приравнен к велосипеду: его не надо регистрировать в ГИБДД, он не подлежит государственному техническому осмотру, для управления им не требуется подтверждённой квалификации.
С учётом этого, а также приемлемой стоимости и высокой экономичности скутеры приобрели широкую популярность, особенно среди молодёжи и подростков. Но в условиях интенсивного движения скутеристы без специальной водительской подготовки (не знающие правил дорожного движения, не обладающие элементарными навыками безопасного поведения на дорогах) становятся источником смертельной опасности.
По оценкам специалистов, риск гибели или травмирования среди водителей и пассажиров двухколёсных транспортных средств в 10-15 раз выше, чем у автомобилистов. Зачастую виновниками и жертвами трагедий становятся молодые люди в возрасте 16-30 лет. Особенно настораживает, что скутеры благодаря своей доступности и откровенной безответственности родителей становятся «братоубийственным снарядом» для подростков и детей.
– Мы не ставим своей целью очистить дороги от двухколёсников. Наша задача: в рамках закона обеспечить безопасность и порядок на дорогах в интересах всех без исключения участников дорожного движения и особенно обезопасить детей, – говорит старший инспектор ГИБДД Светлана Ильиных.
Поэтому инспекторы ведут не только профилактическую работу, в том числе ежегодно организуя конкурс «Безопасное колесо», но и рейды по выявлению скутеристов моложе 16 лет. Только за праздничные дни мая таких задержано четверо. Информация по каждому передана в подразделение ОВД по делам несовершеннолетних. Согласно статьи 5.35 Административного кодекса за нарушения своих чад ответят родители.
С. Ильиных ещё раз напоминает родителям о том, что, покупая скутеры своим несовершеннолетним детям, они подвергают их здоровье и жизнь опасности. Разумеется, неосознанно. Но пусть задумаются. Не дай бог, чтобы этот «подарок» стал для ребёнка последним.
Александр ПАРАМОНОВ
Фото Ольги Мясниковой