Местное самоуправление как школа ответственности граждан
В своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» Владимир Путин проанализировал состояние демократических институтов нашего государства, подчеркнул необходимость и готовность реформировать политическую систему, включая реформирование «демократии малых пространств».
Под «демократией малых пространств» понимается организация местного самоуправления в России или, можно сказать, «демократия поселений», так как вся территория Российской Федерации соткана из них. Реальное самоуправление – ассоциация собственников в границах поселения. Именно они и должны осуществлять на этой территории управление.
Сама организация местного самоуправления, его внутреннее устройство основывается на таких демократических принципах, как выборность, осуществление народом своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного порядка и других.
Однако почему же так остро стоит вопрос о повышении действенности местного самоуправления в России? Практика показывает, что для реализации демократических принципов недостаточно их закрепление в законодательстве, необходимо создание ряда условий, при которых они заработают в полной мере. Именно о создании таких условий говорится в статье Владимира Путина.
Первое условие – обеспечение финансовой самостоятельности муниципалитетов. Финансовая необеспеченность местных бюджетов является общей проблемой муниципальных образований России. По результатам проверки, проведенной Счетной палатой РФ, в настоящее время до 90 процентов доходов передаются из муниципалитетов в вышестоящие бюджеты, а оттуда в местные бюджеты поступает различного рода финансовая помощь. При этом основные ее получатели – административные центры субъектов РФ, что усиливает разрывы в уровне жизни и уровне развития между глубинкой и региональными столицами.
Несмотря на постоянно дискутируемый вопрос о необходимости передачи муниципальным образованиям дополнительных источников собственных доходов, прежде всего налоговых, в последние годы база таких доходов неуклонно сокращалась, а вместо нее усиливалась финансовая помощь сверху. Причем усиливалась весьма относительно, потому что межбюджетные трансферты во многих регионах также сокращались.
В связи с задержкой передачи на муниципальный уровень отчислений от налогов, взимаемых с малого и среднего бизнеса, у органов местного самоуправления не формируются стимулы для поддержки предпринимательской деятельности, развития производства и сферы услуг на своих территориях.
Полагаю, что предложение, озвученное Владимиром Путиным о передаче на уровень муниципалитетов всех налогов от малого бизнеса, в ближайшее время найдет законодательное закрепление. А снижение финансовой зависимости органов местного самоуправления от вышестоящих бюджетов благотворно скажется и на развитии «демократии малых пространств».
Следующее условие, необходимое для развития местного самоуправления, это соблюдение принципа «шаговой доступности» власти. Здесь тревогу автора статьи вызывает тенденция укрупнения муниципальных образований. В настоящее время во многих регионах России продолжаются процессы оптимизации числа муниципальных образований поселенческого уровня. По данным Министерства регионального развития РФ в стране по состоянию на начало 2011 года было чуть более 23 300 муниципальных образований, что почти на 1 000 меньше, чем в начале 2010 года. Указанная тенденция сохраняется и в настоящее время.
Основные причины проводимых территориальных изменений следующие: необходимость сокращения количества дотационных поселений, в основном в сельской местности, сокращения расходов на содержание аппаратов управления на местах, оптимизации местных бюджетов, стремление выстроить структуру органов местного самоуправления в соответствии с изменениями в размещении производства, трудовых ресурсов, транспортной сети, логистике.
Укрупнение муниципальных образований – процесс неоднозначный. Он может принести позитивные изменения там, где имеются предпосылки для создания органа управления территорией, имеющей сложившийся или складывающийся экономический центр или несколько таких центров. Объединение должно проходить и с учетом сохранения требования о доступности органов власти для населения.
Хотелось бы подчеркнуть важность партнерского взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, о котором говорится в статье. Именно такой принцип – самостоятельности местного самоуправления заложен в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализуя этот принцип, Тюменская областная Дума наладила тесное взаимодействие с представительны-ми органами местного самоуправления в различных формах. Два раза в год проходят заседания совета представительных органов муниципальных образований Тюменской области, регулярным мероприятием стало ежегодное проведение зональных семинаров-совещаний в муниципальных образованиях региона, дней муниципальных образований Тюменской области в областной Думе, на которых представители муниципальных образований имеют возможность обменяться опытом, обозначить проблемы, которые возможно решить совместными усилиями во взаимодействии с областной Думой.
Говоря о местном само-управлении как о «школе ответственности граждан», не могу не затронуть вопрос низкой активности граждан по их участию в местном управлении. Полагаю, что этот объективный процесс напрямую связан с дефицитом властных полномочий органов местного самоуправления, что делает их малопривлекательными для населения в смысле участия в их формировании и деятельности, или, иными словами, несовершенство муниципальной демократии снижает ее эффективность.
Результаты социологических опросов, проведенных по инициативе Всероссийского совета местного самоуправления, показали, что в целом отношение у граждан к идее принять участие в деятельности органов местного самоуправления является стабильно индифферентным. Единственной аудиторией, в которой замечен небольшой позитивный отклик на эту возможность, являются предприниматели.
Несмотря на существующие проблемы в организации местного самоуправления в России, местное самоуправление является кадровым резервом государства. Работа на муниципальном уровне как в составе органов местного самоуправления, так и в рамках территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, в других формах является прекрасной управленческой школой, которая могла бы поставлять подготовленные кадры для органов власти всех уровней, существенно повышая качество управления в стране.
Действительно, политики и чиновники, прошедшие «профессиональную закалку» в системе местного самоуправления, отличаются реальным взглядом на вещи, быстрее находят управленческие решения, учитывая точку зрения населения. Тюменцам известны и не требуют особого представления такие имена, как Сергей Собянин, Степан Киричук, Евгений Куйвашев – все они прошли профессиональную закалку в системе местного самоуправления.
Фуат САЙФИТДИНОВ, председатель комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению
рубрика: Регион
цитата
Под «демократией малых пространств» понимается организация местного самоуправления в России или, можно сказать, «демократия поселений», так как вся территория Российской Федерации соткана из них. Реальное самоуправление – ассоциация собственников в границах поселения. Именно они и должны осуществлять на этой территории управление.
Фуат САЙФИТДИНОВ