В преддверии Великой Победы мероприятия, связанные с чествованием ветеранов войны и тружеников тыла, проводились повсеместно. Их так много, что осветить все практически невозможно. Такого внимания ветераны за минувшие 65 лет ещё не видели.
7 мая во всех классах общеобразовательных школ одновременно прошли Уроки мужества, на которых вспоминали о подвиге русского народа. Формы проведения были различны, присутствовало множество гостей.
Прошёл урок и в Приртышской школе. На нём ребята рассказали о роли нашей области в Великой Отечественной войне, о том, какой вклад внесли их земляки, прииртышцы, 54 из которых не вернулись с полей сражений и уже ничего не расскажут. «Вечная слава героям!»
«А зачем она им, эта слава, мёртвым? Для чего эта слава павшим?» - вот они, главные вопросы. Ответ, как аксиома, в поэтической строке «Это нужно не мёртвым, это надо живым!». А для чего это нужно живым? Какой урок они должны извлечь?
На Уроке мужества ребята вспоминали о своих прадедах и прапрадедах. Вот так далеко мы ушли от той войны... О трёх уроженцах района: А.И. Мельникове, А.Н. Логунове и Т.Н. Чаркове, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, ребята рассказали, а вот сведения о своих родных, о их ратных и трудовых подвигах оказались скудными. С помощью членов семей школьники собрали всё, что сохранилось в памяти. А сохранилось, к сожалению, не много. Тем не менее на этом мероприятии было названо много имён безвестных героев Великой Отечественной.
Правнуки и праправнуки вспоминали предков-приир-тышцев, сражавшихся в годы войны.
Андрей Андреевич Лузгин, родившийся в 1919 году, был призван в армию в 1940-м. После срочной службы попал на Ленинградский фронт. Там был ранен при взрыве осколочной гранаты. После госпиталя был демобилизован.
Иван Паловденович Глухих тоже родился в 1919 году. Прошёл всю войну. Во время одного из боёв получил сквозное ранение в лёгкое. После госпиталя обучал молодых бойцов снайперскому делу. Позже продолжил воевать и был ещё дважды ранен. Демобилизовался в 1947 году.
Багаутдин Шарипович Уразаев на фронте с самого начала войны. Старший сын много рассказывал о том, как воевал отец. Смелый и отважный человек, он был дважды ранен. После второго ранения год провёл в госпитале и был комиссован.
Всё больше скрываются под толщей времени биографии наводчика Тараторкина, дошедшего до Берлина, сапёра Егорова и всю войну проработавшей в тылу, на Урале, депортированной немки Сусанны Яковлевны Дик. Они заслужили, чтобы о них помнили. Почему так мало сохранилось сведений о том, как воевали и трудились эти люди?
К школьникам обратился депутат областной Думы В.Я. Майер. Он сказал о том, что ученики ещё будут изучать историю страны и много узнают о войне.
- Когда я учился в школе, мы рассказывали о своих отцах, а вы уже рассказываете о прадедушках. В этой войне главным был человек. Сибирские дивизии героически бились с врагом. Дух российского солдата сохранился у наших ветеранов до сих пор. Мы не должны, мы обязаны помнить их. На нашу территорию всегда покушались. Я не хочу пожелать, чтобы юношам и девушкам пришлось с оружием в руках защищать свою страну, но должны быть готовы. Защищайте свою страну, гордитесь ею, будьте её патриотами! Чтобы твёрдо держать оружие в руках, но никогда его не применять, - закончил свою речь Владимир Яковлевич.
Живы ещё те, кто, по выражению В.Я. Майера, «видели историю Великой Отечественной войны». Видят ли её сегодняшние школьники?
На Уроке мужества Светлана Борисовна Варго сказала замечательную фразу: «Память о героях священна». Очень горько от того, что эта память становится короткой, хотя мы говорим о героях Великой Отечественной войны и тех, кто ковал победу в тылу, в последнее время всё чаще. Слишком мало осталось очевидцев. Нынешние школьники, в лучшем случае, могут назвать фамилию, имя, отчество и обрывистые биографические данные только о тех, кто вернулся с войны и рассказывал детям, а потом и внукам о пережитом.
Ребята соглашаются, что победа в войне очень важна для нас, но чем именно, сказать затрудняются. Возможно, школьники среднего звена ещё не вполне понимают смысл происходящего.
Обратимся к самым опытным обитателям школы – одиннадцатиклассникам. Только что у них тоже закончился Урок мужества. Интересуюсь, откуда ребята узнают о Великой Отечественной войне? Первыми источниками они назвали уроки в школе и регулярные встречи с ветеранами и тружениками тыла. Остаётся ли хоть что-нибудь из услышанного в их памяти? Хотелось бы думать, что да.
Продолжаем разговор. Старшеклассники утверждают, что смотрят фильмы о войне. Много их снято и снимается сейчас, правда, назвать ребята смогли немного: «В бой идут одни «старики», «А зори здесь тихие» да «Сволочи». Ещё один названный источник информации – книги. Но с ними ещё сложнее. Нечитающее поколение не читает и о войне. Как ни печально, но такая картина повсеместно, не только в Прииртышском.
Может быть, поэтому так ценна работа, проделанная такими же, как они, ребятами, учителями, членами советов ветеранов района и поселений по созданию книги воспоминаний «Я помню». Собранный по крупицам материал об очевидцах тех дней, зафиксированный на бумаге и в памяти, сохранится. Жаль только, что в ней воспоминания только ныне живущих, хотя, пока издавалась книга, некоторые ушли из жизни. Возможно, через несколько лет в этой книге дети прочтут о своих предках.
Патриотическому воспитанию в школе всегда уделялось особое внимание. Волонтёры помогают пенсионерам, кадеты учатся быть солдатами, защищать свою страну и т.д. Ребята занимаются всем этим искренне. Кажется, ничего не изменилось с годами. Может быть, молодёжь привлекает только антураж, показная торжественность? Не пережив весь ужас Великой Отечественной, не могут в полной мере прочувствовать всё пережитое тогдашними защитниками Родины. Они просто другие: у них другой эмоциональный, духовный, нравственный заряд.
…Праздник прошёл. Холодный ветер треплет гирлянду из флажков на центральной улице посёлка. А что дальше? Неужели о виновниках этого Великого праздника люди вспоминают только 9 Мая? Надеюсь, что нет.
Елена Лиморенко