Медиакарта
11:04 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Есть проблема – есть решение

Есть проблема – есть решение
14:29 | 18 мая 2012

У любого человека могут возникнуть финансовые трудности: проблемы в семье,болезнь, увольнение с работы… Как следствие – долги, в том числе и за коммунальные услуги. Что делает в таком случае добропорядочный гражданин? Он старается погасить задолженность – пусть частями, не всю сразу, но старается. Безответственный же человек, независимо от жизненных обстоятельств, предпочитает копить долги, надеясь, что они спишутся, забудутся… Вот из-за таких и образуется дебиторская задолженность. На начало мая в Ишиме она составляла более 40 млн. рублей, в том числе долг населения перед предприятиями ЖКХ – 30 млн. рублей.

Работа на результат
В августе 2010 года в городе была создана комиссия по выходу предприятий жилищно-коммунального комплекса на безубыточный уровень работы. С тех пор каждую среду в администрации города собираются специалисты сферы ЖКХ, представители ресурсоснабжающих, управляющих компаний, депутаты городской Думы, чтобы помочь людям разобраться с жизненными коллизиями, предпринять реальные шаги для погашения задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
– В деятельности комиссии два направления, – рассказывает советник главы города Игорь Швецов. – Первое – недопущение роста дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги юридических и физических лиц, принятие необходимых мер к её снижению. Второе – обеспечение контроля за своевременным расчётом управляющих компаний с предприятиями водоснабжения и теплоснабжения за поставленные ресурсы, уплатой налогов, осуществлением прочих платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т. д. Члены комиссии ведут большую профилактическую работу по снижению просроченной дебиторской задолженности за ЖКУ. Основная нагрузка здесь приходится на управляющие компании. Они направляют письменные претензии должникам с указанием в них сведений о периоде и сумме долга, уведомляют по телефону о необходимости погашения задолженности, встречаются с конкретными должниками, посещают собрания ТСЖ, ЖСК. – Мы разъясняем людям, за что они должны, следим за тем, чтобы начисление производилось только за фактически предоставленные услуги, – продолжает Игорь Александрович. – В случае установления фактов неправильного начисления производится перерасчёт.
Хочется отметить, что члены комиссии собираются не для проформы и отчётов, как это иногда бывает. За время существования комиссии не допущено возникновения просроченной кредиторской задолженности, с каждым должником ведётся индивидуальная работа. Бывает, что малоимущие горожане годами копят долги и не знают, что им положена субсидия на оплату ЖКУ. Многим на заседаниях разъясняются возможность и порядок установки счётчиков на холодную, горячую воду. Ведь начисления за воду, канализацию по факту, а не по тарифу, получаются гораздо меньше.
– В первую очередь выясняются причины, по которым возникли долги, – говорит Игорь Швецов. – Если люди остались без работы, то мы совместно с центром занятости населения пытаемся им помочь трудоустроиться. Сейчас появилось много временных рабочих мест по благоустройству города. «Должникам со стажем» мы предлагаем сажать цветы, собирать мусор, косить траву. Хотя и неохотно, но некоторые всё же соглашаются пойти работать и постепенно гасить долг. Вот недавний пример. У гражданки Н. была задолженность свыше ста тысяч рублей. После того как женщине помогли трудоустроиться, задолженность снизилась на двадцать тысяч. Сейчас она нашла другую, более оплачиваемую работу. Возможно, со временем её вычеркнут из чёрного списка. Управляющие компании нашли ещё один вариант погашения задолженности. Людям, систематически не оплачивающим услуги ЖКХ, они предлагают отработать долг на покраске, побелке, мытье в подъездах, уборке во дворах.
Жёсткие, но вынужденные меры
Когда уговоры, разъяснительные беседы, приглашения на заседания комиссии злостных неплательщиков уже не срабатывают, ишимские коммунальщики вынуждены обращаться за помощью к судебным приставам. Управляющие компании и предприятия водоснабжения, теплоснабжения еженедельно отчитываются о направлении в суд исковых заявлений и заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по уплате коммунальных платежей, проведении совместных рейдовых мероприятий с судебными приставами-исполнителями по находящимся в их производстве делам, о проверке исполнительных производств, возбуждённых по решениям судов и исполнительным документам в пользу этих компаний.
В Ишимском межрайонном отделе судебных приставов на исполнении находится более четырёхсот производств в отношении должников по коммунальным платежам (как физических, так и юридических лиц). Общая сумма долга составляет более восьми миллионов рублей. По словам Игоря Швецова, есть случаи, когда судебные приставы-исполнители в счёт погашения долга за услуги ЖКХ описывали бытовую технику, компьютеры и т. д. Но иногда приставы уходят ни с чем: у граждан попросту нет имущества, на которое можно было бы наложить арест. Между тем, согласно Жилищному кодексу РФ, должника и проживающих с ним членов семьи можно выселить из муниципальной квартиры, если он более полугода не платил за жилищно-коммунальные услуги. Выселенным из квартир по решению суда предоставляется иное жильё с учётом социальной нормы в шесть квадратных метров на человека.
Нестандартные методы
Человек может много лет не оплачивать счета, успешно противостоять искам, судебным приставам и телефонным звонкам с напоминанием об оплате услуг ЖКХ, но жить в благоустроенной квартире без канализации он вряд ли сможет. Изучив практику работы с должниками в Челябинске и Нижневартовске, ишимские коммунальщики начали практиковать метод отключения от канализации конкретной квартиры многоквартирного дома. Водоотведения лишаются только должники, добросовестные плательщики продолжают пользоваться благами цивилизации. Как утверждают специалисты, эти методы «выбивания» задолженности дают результаты.
Кто и почему не платит?
Проанализировав с Игорем Швецовым список неплательщиков, выяснили, что среди должников больше людей из числа неблагополучных, тех, кто не работает и злоупотребляет спиртными напитками. Немало в нём и тех, кто не может оплачивать счета из-за отсутствия средств к существованию. Иногда люди попадают в трудные жизненные ситуации: серьёзно болеют, становятся инвалидами после аварий, остаются без работы и т. д. Есть в этом списке и несколько принципиальных горожан, которые постоянно требуют перерасчёт. Они со знанием дела просматривают квитанции и находят пункты, за которые, по их мнению, можно не платить. Часть должников не платят за коммунальные услуги из-за отсутствия чувства ответственности. Эти люди идут рассчитываться по счетам только под нажимом управляющих компаний или приставов. С такими работать сложно, но можно.
В заключение отметим, что несознательность граждан негативно отражается на работе ресурсоснабжающих организаций. Недополучая средства от потребителей, предприятия начинают испытывать трудности, что отрицательно сказывается на общей экономике города. Поэтому работе с должниками власти города уделяют большое внимание. Будем надеяться, что реальные примеры, жёсткие меры и индивидуальный подход к каждому неплательщику повлияют на снижение задолженности населения перед предприятиями ЖКХ.
Ирина Коршукова.
Фото Василия Баранова.

Автор: Ирина Коршукова.