Медиакарта
8:14 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Свет разумения книжного

Свет разумения книжного
10:14 | 24 мая 2010
Источник:

Ольга РАДУТНАЯ

День славянской письменности и культуры, ежегодно отмечаемый 24 мая, не только праздник. Это еще и повод к серьезному разговору о судьбе русского языка и русской нации.

Народ живет в своем языке. Через него он учится осознавать и понимать себя. Неслучайно в старославянской речи под словом «язык» понимали и саму речь, и сам народ.

За годы правительственных телодвижений, называемых реформами, народ не только оказался на грани нищеты, но и оскудел духовно. Пьянство, алкоголизм, наркомания, жестокость и насилие стали визитной карточкой России. «Нет ничего святого!» – это, к сожалению, о нас. Наши несовершеннолетние дети курят, сквернословят, совершают преступления. «Зажигая» на дискотеке под надтреснутые децибелы, способные вышибить из неокрепших голов даже таблицу умножения, тупея в войне с «одноруким бандитом» – игровым автоматом, приобщаясь к скотству телепрограмм типа «Дом-2», могут ли оставаться здоровыми нравственно те, кому строить будущее страны?

Чтобы восстановить созидательную историческую целеустремленность и по возможности восполнить утраченное, нам надо вернуться к мировоззренческим устоям, на которых в течение веков складывалось самосознание нации. Устои же эти сохраняются, передаются и развиваются на высоком духовном уровне народного языка. Увы! Грубое просторечие, блатной жаргон, разухабистый мат сегодня почти норма «языка в действии» (речи). Не лучше и новояз, претендующий на роль литературного, с его американизмами. Чужие символы уводят нашу мысль в сторону, стирают заключенный в понятии национальный образ. Проститутку мы называем звучным словом путана, убийцу – киллером, вымогателя – рэкетиром, разложение – коррупцией, избирателей – электоратом… Так постепенно изменяется шкала ценностей. И вот уже многое позволено… Культурный вклад солунских братьев общеизвестен: они дали миру первую славянскую азбуку. С созданием собственного письма славяне приобщились к книге, вошли в сообщество народов, обладающих по-настоящему устойчивой исторической памятью – необходимой предпосылкой цивилизованности. Кириллица сегодня является государственной графической системой в 61 стране мира.

Помимо создания азбуки, святые Кирилл и Мефодий проповедовали среди славян христианское вероучение с его приоритетами семьи, дома, отечества. Для этой цели они переложили с греческого на славянский книги Священного Писания. Язык переводов канонических книг называют старославянским. Возникнув во второй половине IX века, он распространился среди южных, западных и восточных славян в виде текстов и стал их первым литературным языком. На Руси появился после принятия христианства, обслуживал нужды Церкви и был связан с религиозной литературой. Поэтому в нашем словарном фонде достаточно обширный пласт занимает библейская лексика и фразеология. Цитаты из Евангелия, Псалтыри, Апостола пронизывают тексты классической литературы, широко используются в современной публицистике. Библейские перифразы, аллюзии, пересказы ветхо- и новозаветных сюжетов становятся сильным экспрессивно-оценочным средством. Например: «Государственник есть добрый Авель, оправдывающий каинство («Лит. газета», 2001);

«Молодых реформаторов типа Немцова, Чубайса на пушечный выстрел нельзя допускать до власти – они превратят все в пепел, кроме своих серебреников» («Советская Россия», 1999). Или: «Живу за пазухой у Абрамовича» (ср.: у Христа за пазухой; – «Трибуна», 2005).

Для полного раскрытия их содержания необходимо знание первоисточника. Попытка механически вернуть библеизмы, не проникая в суть, приводит к искажениям смысла сочетаний. Так, в речевой практике укореняются новые значения глагола довлеть: «давит» (над ним довлеет страх), «подавляет, несет угрозу» (над человечеством довлеет рок), «преобладает, господствует» (миграционные потоки довлеют на тех или иных территориях), «оказывает влияние» (не надо, чтобы над нами кто-то довлел). Если же обратиться к первоисточнику: «Довлеет каждому доля его», то здесь реализуется значение «следует, надлежит». Каждому свое предназначено, и не стоит желать больше того, что написано на роду. А вот как перетолковываются на современный лад слова Екклезиаста «Ибо во многой мудрости много печали»: «во многознании много печали». «Большое заблуждение нынешнего рассудочного ума: ведь знание так далеко от мудрости! – пишет профессор Санкт-Петербургского университета В.В. Колесов. – Во многознании нет ничего печального – разве лишь то, что оно обычно поверхностно».

Трудно согласиться и с тем, что кто-то сможет «внести значительную лепту», ведь лепта как раз и есть мельчайшая по ценности монета, которую бедная вдова положила на жертвенник, – последнее, что у нее было. Нелепость, но в одном выражении объединяются поставить во главу угла и заложить краеугольный камень, смешиваются Валаамова ослица и Буриданов осел.

Еще хуже, когда мы искажаем древние речения, лишая их тем самым символического значения: вымыть руки (вместо: умыть руки), притча во языцах (во языцех), камни вопят (возопиют), с молодых ногтей (младых), нет пророка в своем отечестве (несть), одному талант, другому два (овому), суета сует (суетствий), открылись хляби небесные (разверзлись), питаться медом и аскариадами (акридами) и т.п. Священный текст всегда являлся осью нашего языкового бытия. К нему человек обращался за мудростью, утешением, спасением. Апелляция к библейской истории означает восстановление коммуникативных связей между прошлым и современностью. «Наведение мостов» не мыслится без углубленного изучения русского языка. Но вряд ли это возможно в условиях перехода на так называемое частичное платное обучение. Принятый закон о бюджетных организациях обязывает школы заниматься хозяйственной деятельностью. Это значит, что за счет бюджета будет финансироваться только усеченный образовательный стандарт. Что такое два урока русского языка и литературы в неделю! Хотите обеспечить своему ребенку полноценное обучение? Платите за дополнительные факультативы, кружки. А ведь совсем недавно мы громко спорили о необходимости введения в школьный курс основ православной культуры. До того ли теперь! По сути закон утверждает как норму неравенство возможностей в получении образования. …Ничего святого! Это о нас.

НА СНИМКЕ: памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Ханты-Мансийске.