Медиакарта
2:35 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Два «кита» медицины

Два «кита» медицины
10:26 | 21 мая 2012
Источник:

Поликлиника №12 находится в Восточном микрорайоне Тюмени на улице Народной, 6. Вот уже восемь лет я пользуюсь ее медицинскими услугами, периодически отмечая новшества в работе коллектива.

Были моменты, когда из кабинета доктора выходила со слезами благодарности за своевременный совет, точно установленный диагноз.

...И вот представился случай поговорить с главным врачом поликлиники Павлом Николаевичем Жвавым, кандидатом медицинских наук, о работе этого лечебно-профилактического учреждения.

– Как театр начинается с вешалки, так поликлиника – с регистратуры. Несколько лет назад поражали столпотворения и нервотрепки, а теперь очередь схлынула, и в работе медрегистраторов заметна ответственность. Среди них могу выделить Надежду Егоровну Караульных в «Столе справок», Алию Шакировну Капирову…. Поистине обладают доброжелательностью и большим терпением.

– Наша поликлиника – самая большая в городе не только по численности персонала (до 500 человек), но и обслуживаемого населения (до ста тысяч). По сути, мы обслуживаем одну шестую часть населения города. Проблема регистратуры давняя, а при нашей нагрузке особенно значима. Регистратура – это барьерное звено, предворяющее встречу больного с доктором, это и временной, и психологический барьер.

Мы ввели запись на прием к терапевтам через Интернет. Сегодня можно записаться как по многоканальному телефону, так и в «Столе справок». Все заявки вносятся в компьютерные программы, которыми пользуются врачи в своих кабинетах. Время повторных посещений назначает уже не регистратор, а сам врач. Карточку перед приемом приносят в кабинет заранее. Таким образом мы отсекаем пациентов от регистратуры. К тому же призывниками у нас занимаются закрепленные за ними завотделениями, а тем, кто имеет право на льготное лекарственное обеспечение, выписываем рецепты на более длительные сроки в случае, если лечение стабильно и нет противопоказаний. Все карточки ветеранов и льготников (и даже рецепты для них) готовим заранее, к указанному времени, если они предупредили о своем посещении. Работа комиссии по установлению инвалидности имеет большое документальное сопровождение. Для этой категории пациентов выделены две субботы в месяц, когда обслуживаем только их. Все вместе взятое и приносит результат. Сами работники регистратуры отмечают облегчение в работе и, как следствие, психоэмоциональное состояние меняется.

– Павел Николаевич, что изменилось в лечении «болезней века», к которым относятся сердечно-сосудистые заболевания, астма, диабет, онкология? И почему сюда не относятся артрозы, несмотря на то, что на улицах все чаще можно увидеть людей с тростями?

– Потому что артрозы не являются причиной смертности, как перечисленные вами «болезни века». В нашей поликлинике, представленной несколькими подразделениями: взрослым, детским, гинекологическим и филиалом на Войновке – около 150 врачей реализуют проекты, направленные на предупреждение и раннее выявление последних. Ввиду сложившейся демографической ситуации и роста фактора риска этим заболеваниям власть страны уделила внимание еще в период начала реализации национального проекта «Здоровье». Были сделаны определенные шаги в области роста рождаемости, но надо стремиться и к росту продолжительности жизни, поэтому сейчас реализуется программа модернизации здравоохранения как продолжение нацпроекта «Здоровье».

В поликлинике установлен маммограф, диагностика груди проводится для женщин бесплатно, и многие предраковые состояния благодаря этому рентгеновскому аппарату были выявлены. У мужчин мы проводим исследования, связанные с предстательной железой. Осмотры кардиолога позволяют выявить факторы риска в сфере сердечно-сосудистой системы. Мы получили современное оборудование в рамках нацпроекта и продолжаем его обновлять, в частности, в конце прошлого года приобрели три кардиомонитора, и вскоре будет еще один, а это очень дорогостоящие приборы, позволяющие не допускать осложнений в работе сердца и не довести ситуацию до трагедии. Мы располагаем мощным современным УЗИ оборудованием и датчиками высокого уровня во всех наших подразделениях, поскольку УЗИ метод широко используется. Сумели накопить достаточную сумму и позволили себе закупить хороший аппарат УЗИ для нашей женской консультации – это чрезвычайно важно.

Население активно откликнулось на профилактические мероприятия, которые сегодня в Тюмени проводит Центр здоровья, включая дополнительную диспансеризацию работающих граждан и граждан, занятых на вредных производствах. Отдельно есть программы для молодежи, подростков и мужчин, чья продолжительность жизни значительно короче, чем женщин.

– Оборудование действительно чрезвычайно важно, но при этом такую же роль играют и уровень квалификации медперсонала, и использование им новейших технологий. Насколько этот процесс находится в поле вашего внимания?

– Ни одна нанотехнология не сможет принести пользу без квалификации специалистов, представляющих особую ценность в медицине наравне с уровнем их общей культуры, человеческих качеств, профессионализма. Человеку нужно не только выдать тот результат, который покажет прибор, ему необходимы внимание и участие доктора.

Если пациент верит врачу, если он настроен на лечение и видит перед собой неравнодушного человека, заботящегося о нем, то выздоровление проходит быстро. В медицине есть понятие place – пустышка, когда пациенту в качестве лекарства могут предложить и чистую воду или препарат не самый дорогой, не самого последнего поколения, но, назначив его с должным вниманием и заинтересованностью. Это может привести к положительному результату в том случае, если в доктора поверят. Можно назначить суперсовременное лекарство, но с безразличием, и на уровне подсознания больной его не воспримет. Остаётся неприятный осадок и от неприглядного внешнего вида врача, от его манеры говорить, держать себя во время приема. Психология чрезвычайно важна.

Безусловно, все наши врачи проходят курсы повышения квалификации, активно участвуют в профессиональных конференциях. Вообще Тюмень – в числе новаторов в сфере медицины, есть чему и есть у кого учиться, было бы только стремление к этому, а у наших специалистов оно есть.

– Как пациентка я заметила, что в поликлинике меняется атмосфера… Чувствуются собранность, ответственность персонала. По четвергам вы проводите общие собрания, объявляете ежемесячный конкурс на лучшего врача, есть книга предложений, куда сама неоднократно писала благодарности. Интересно, читаете ли вы их? И какое значение имеют организаторские новшества, стимулируют ли они?

– Конечно, стимулируют заинтересованность в работе. И у меня как у руководителя появляются рычаги воздействия на подчиненных, связанные и с ростом заработной платы, решением жилищных, социальных проблем. При начислении премиальных учитываем оценку качества работы, итоги которой подводим каждый месяц. Благодарности мы зачитываем на четверговом собрании. Любому человеку добрые слова приятны. Я замечал, когда доктор проходит мимо стенда, где указана его фамилия, его плечи расправляются, осанка меняется. С жалобами тоже досконально разбираемся.

– Как правило, больные предъявляют требования к врачам, медперсоналу, а сами пациенты, на ваш взгляд, какими должны быть?

– Хочу отметить, что все те требования, которые предъявляют пациенты к персоналу, к работе лечебного учреждения, совершенно оправданы. Я не считаю ни одно из них ни глупым, ни надуманным, составленным на пустом месте. Это нормальные требования к комфортным условиям, к профессионализму, к душевным отношениям, организационным и управленческим моментам. И это помогает нам в работе. Мы сами проводим анкетирование, чтобы изучить мнения о нас. Много вносится и разумных предложений.

Иногда пациенты диктуют доктору, какие лекарства им нужно выписать. Лечатся не согласно рекомендациям, полученным в поликлинике, а своими «дедовскими» методами или ходят к знахаркам, сочетая их «микстуры» и рекомендации с традиционно медицинским лечением. Хотелось, чтобы было больше доверия к лечащему врачу, больше терпимости, взаимоуважения, понимания сиюминутной ситуации.

_– Когда я представлялась вам, сказала, что обслуживаюсь в вашей поликлинике это вас не задело? _

– Нет, не задело. Услуга услуге рознь, но мы чаще говорим – помощь, и мне это больше нравится. Поликлиника выявляет факторы риска, мы занимаемся профилактикой возникновения болезней – это помощь. Хотя в обслуживании человека я не вижу ничего оскорбительного.

– Есть такая шутка: «Нет здоровых людей, есть недообследованные», и в ней доля правды: состояние здоровья населения меняется и, к сожалению, к худшему. Даже на примере поликлиники – все реже встречаются пациенты с тонкими амбулаторными картами.

– Просто люди стали по-другому относиться к своему здоровью. Уровень здравоохранения сегодня такой, что обследования проходят более часто. Мы выявляем болезни и не даем им проявиться в результате более тщательного обследования. 30 лет назад аппарат УЗИ в Тюмени был только в одной областной больнице, представляете, какие очереди? А теперь УЗИ делают в каждой поликлинике, что, конечно, позволяет вовремя заметить болезнь. А методов обследования крови сколько? А иных возможностей диагностики? Объем карточки не свидетельствует о том, что человек болен. Стало больше не больных, а хорошо обследованных людей. И они могут с полученной информацией бороться медицинскими методами, программа модернизации здравоохранения как раз включает элемент информирования населения.

В результате уменьшается смертность и от онкологии (кстати, в нашей поликлинике появился свой онколог, что многими приветствуется, так как теперь не нужно ехать в онкодиспансер на консультацию или обследование), – и от сердечно-сосудистых заболеваний, и от туберкулеза, и от астмы, что мы выявляем на ранних стадиях, не допуская запущенных случаев. Продолжительность жизни растет постепенно, а быстро и не получится.

– В поликлинике в последнее время появилось много молодых специалистов, оправдывают ли они ваше доверие? И насколько им можно доверять в назначении курса лечения? Если говорить о кадрах, то на нашем участке по Широтной, к примеру, уже несколько лет нет участкового врача.

– С кадрами непросто. Из 27 терапевтов шесть находятся в декрете. На сегодня мы создали четыре фельдшерские бригады, эта служба высвобождает терапевтов по неотложной медицинской помощи. Открыли два доврачебных кабинета, куда можно обратиться в срочном порядке. Ждем осенью трех новых терапевтов. Еще четверых узких специалистов в следующем году (по окончании интернатуры). Зарплата сейчас достойная, с начислениями налогов это 38 тысяч рублей у терапевта, и до 30 тысяч и выше – у узкого специалиста. Однако я бы хотел, чтобы работу врача стимулировали не только моральный или материальный факторы, но и здоровая конкуренция.

Среди молодежи есть очень профессиональные, по-хорошему воспитанные, талантливые врачи. И в их адрес, замечу, часто поступают благодарности со стороны пациентов. У нас идет постоянный обмен опытом…. Среди наставников можно назвать (никак не обижая других) Галину Владимировну Самсонову, Светлану Ивановну Кутимскую, Галину Алексеевну Фомину, Нэлли Ильиничну Носкову, которая однажды сказала: «Я – поэт хирургии... ». Таких очень много. Есть и достойные молодые терапевты, и заведующие отделениями, и мои замы: Светлана Георгиевна Околелова, Яна Николаевна Тарасова, Руслана Александровна Коробчук, Игорь Леонидович Белкин… Считаю, что два самых важных критерия медицинской помощи – ее доступность и качество – наша поликлиника в достаточной мере обеспечивает.

Автор: Людмила БАКЛАНОВА, Андрей ЧЕРЕПАНОВ /фото/