Проблема сегодняшнего дня - воспитание активной, творческой личности.
Одним из качеств такой личности является хорошо развитое логическое
мышление.
Многие родители считают важным развивать у детей представление об
окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять,
вычислять. Но не менее важно развивать у ребенка умение логически
мыслить, самостоятельно сравнивать окружающие предметы и явления,
делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конретезировать,
упорядочивать и классифицировать представления и понятия. Радует то,
что родители понимают эту проблему.
Я решила построить свою работу так, чтобы в ней присутствовало как
можно больше игр и упражнений на развитие логического мышления.
Например: "Кто лишний", "Чего не хватает у предмета" - на развитие
зрительно-мыслительного анализатора; "Найди отличия", "Найди ошибку" -
на развитие концентрации внимания, наблюдательности, умения
анализировать; "Подбери по смыслу" - развитие аналитического мышления,
умения рассуждать и делать выводы.
Когда дети справлялись с этими заданиями, им предлагались более сложные
игры: "Похож - не похож" - умение находить сходства и различия между
двумя предметами (мяч-яблоко); "Логические цепочки" - умение
располагать предметы в порядке возрастания или убывания; "Логический
поезд" - умение находить в отличающихся друг от друга объектах общие
свойства, качества, признаки и продолжать логический ряд; "Плохо -
хорошо" - умение находить в одном объекте и хорошее и плохое; загадки,
лжезагадки, лабиринты, головоломки.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития
всех анализаторов: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных.
Поэтому мы используем игровые задания на их развитие "Что изменилось",
"Чего не стало", "Кто ушёл", "Узнай по запаху или на вкус" - на умение
различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному
объекту, а также "Скажи наоборот", "Закончи предложения", "Скажи
ласково", "Подбери слово", "Так бывает или нет".
Ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного
решения, одобрения воспитателем, а главное от самостоятельности в
решении задач.
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно. Здесь к нам на
помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература и
конечно же, эксперименты.
Ценность дошкольного возраста в развитии личности - неоспоримый факт.
Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим проблемам нашей
жизни.
Развитие логики и речи дошкольника - одно из важнейших составных частей
его психического развития.
Наталья ПАРЫГИНА,
воспитатель Боровского детского сада "Искорка".