Медиакарта
12:46 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Что останется после меня?

За десяток яиц хмурая продавщица потребовала мелочь, которой у меня, как назло, не оказалось. Почему именно я должен бегать по соседним магазинам в поисках размена? Сие попытался вежливо донести до работника прилавка. Не поняла. Надулась, полезла в свой кошелёк, резким движением швырнула сдачу и отвернулась… Чувствуя себя соучастником чего-то страшно противного, сглотнул досаду. Скорей домой, чтобы не видеть мерзкую рожу. Закрыться, перевести дух, стряхнуть с себя всю грязь – природную и внутреннюю. Ужин, телевизор, книга перед сном… Ненавижу сутяжничать, спорить, кому-то и что-то доказывать. С недавних пор это напрягает. В конце концов я тоже не всегда бываю прав и последователен. Вот она жизнь… Свет - тень. Добро – зло. Мужчина – женщина…

Говорят, что человек – кузнец своего счастья. Как бы не так! Обстоятельства могут повернуться так, что тебя просто схватят за шкварник и грубо выбросят на улицу – без наличия перспектив, фортуны, денег и далее по списку… Пособие по безработице не станет утешением. Это не альтернатива месту под солнцем.

Привыкаю к новому статусу. Стал реже вспоминать и «смаковать» эпизод, который разом перевернул всю мою жизнь...

…Беспрестанно дёргая узел аляпистого галстука на жирной шее и, пряча глаза, шеф сообщил мне о грядущем сокращении и двинул по столу бумагу.

-Распишись, дату не забудь…

Дальнейшие его слова «реорганизация отдела… производственная необходимость… экономическая целесообразность… извини… жаль…» были уже не столь важны. Словно во сне черканул по листку, а мысли и душа в одночасье опустошились, в голове пульсировал только единственный вопрос: «Почему я?!».

Наверное, я его так и не произнёс, потому что ответа не услышал. Деловито пряча в папку мой приговор, шеф тут же потерял ко мне всякий интерес. Больше не суетился, не блуждал глазами и даже слегка заулыбался, продолжая что-то трындеть про мои профессиональные качества, образование, ответственность, стаж, заслуги… Но если я такой хороший, почему оказался бесполезным, самым слабым звеном в коллективе? Может ещё не поздно что-то изменить? Исправить? Переиграть? Выгнать другого сотрудника?! Да хотя бы того же Коляна, который вечно прогибается перед всеми. Не зря же к нему прилепилась кличка Николя-угодник – подхалим, стукач, повеса, бездельник…Однако начальство на него прикрывает глаза и старается сильно не обременять работой.

И вместо того, чтобы встать и гордо выйти, я скривился в мучительной улыбке и стал что-то лепетать о своих каких-то нереализованных идеях, инициативности и даже преданности к этому слащавому хмырю, вросшему в объёмное, кожаное кресло.

Шеф поморщился – дело-то сделано, зачем весь этот спектакль? Действие закончилось, пора топать в гардероб.

-Иди, работай. У тебя впереди ещё целых два месяца…

Проклиная себя за мимолётное малодушие, поплёлся из кабинета, унося в душе печать отверженного изгоя. Псу под хвост мой пламенный словесный выхлоп по поводу прилежности и добросовестности. Лягушка квакнула, цапля щёлкнула клювом. Всё просто.

-Не переживай! – прогудело вдогонку «кресло».

Оглянувшись, увидел, как довольный босс поглаживает вспотевшую лысину…

То, что я «по умолчанию» уже давно вычеркнут из списка сотрудников, понял сразу, как только вернулся на своё рабочее место. Вот гады, по их рожам сразу понял, что они все до единого (кроме меня, разумеется) знали о грядущем сокращении. И благоразумно помалкивали. Неужели я настолько лишний человек в коллективе? «Николя-угодник» участливо ощерился, пытаясь выразить своё сочувствие, а на лице змеилась гримаса превосходства. Эдакого царька-победителя. Остальные нырнули в бумаги или уткнулись в компьютеры. Делают вид, что работа кипит, а идеи бурлят – все погружены в тяжёлый мысленный процесс. Могли бы для приличия покудахтать, похлопать крыльями. Сморозить какую-нибудь глупость, типа «всё ещё может измениться». Вижу, что у всех в глазах облегчение - пуля-то скользнула мимо них. Как там у Булгакова про несчастного Берлиоза: «Но мы-то живы…». Как понял, публичного обсуждения не будет. Оно и к лучшему. Пошли вы все… Проживу, не сдохну.

Зачем в меня с малых лет вдалбливали, что я должен быть ответственным, аккуратным? Хорошо учиться, получить образование? Вот он, живой пример, мой бывший начальник. Бывший «троечник», с деловито-озабоченным видом теперь управляет людьми. Разносы, нравоучения – ежедневный процесс. Заставляет работать не на совесть, а за страх и кнут. Грубая сила. Фу, мерзко…

А что имею я на сегодняшний день? Диплом о высшем образовании «технаря», штамп в паспорте о разводе, крохотную квартирку, бесцельно прожитые годы, да бывшую жену с сыном. Почему в этот список попала, моя, с позволения сказать, семья? Довольно-таки часто, излучая фальшь и лицемерие, они появляются, чтобы в очередной раз хоть что-то поиметь с меня, нелюбимого. А ведь в сыне от меня – только принадлежность к мужскому полу, хотя «бывшая» всегда клятвенно уверяла, что это мой ребенок. Но я сразу почувствовал – не моя кровь. Рост, цвет глаз, волос, манеры - все чужое. На породу жены даже с большой натяжкой тоже не смахивает. Но я любил его, такого мелкого, беззащитного... С роддома встретил, на руки взял и долгие годы старался не думать, что этот крохотный человечек родился спустя семь месяцев после знакомства с его матерью. Он, этот маленький гражданин общества не виноват, что изначально наша ячейка общества была построена на обмане и недоверии. Когда мы наконец-то развелись, я первое время жутко скучал по нему. Приходил, приносил игрушки, протягивал руки, подзывал… Он, науськанный матерью, отворачивался или прятался в тёмный угол комнаты, исподтишка стреляя оттуда чёрными, как угольки глазёнками, сопел и бычился…

…С тех пор, как я остался не у дел, многое понял, переосмыслил, и как выражается теперь мой взрослый ребёнок - «догнал». Этот этап жизни надо принять, как испытание и пережить его, переждать, не терзать себя и не мучиться... Пока не получается.

Тогда, в кабинете у шефа, подписывая «акт о капитуляции», я уже знал, что никогда не пойду «работать руками» - мести улицы или разгружать машины – не моя прерогатива. Не об этом мечтали мои родители, будучи живыми, не одобрят и сейчас, пребывая на небесах.

-В натуре сокращают? – удивился тогда сын, по обыкновению уничтожая мой скромный ужин. Опять-таки по «чистой случайности» заглянул в отцовскую холостяцкую обитель – типа, «шёл мимо». Так и подмывает сказать: «Ну и топал бы…мимо!». Но мне не произнести это вслух. Ведь у меня по сути никого нет, а с ним я знаком с самого его рождения... С тех пор, как накатило совершеннолетие, алименты, само собой, перестали подогревать семейку. А потребности у молодого человека обязывают ненавязчиво кланяться «бате» – пивко, сигареты, «на телефон забросить»…

-Не пегхехывай (переживай), - с набитым ртом прошамкало чадо и, сглотнув, сразу без перехода выдал сакраментальную фразу: "Бабосиков не подбросишь?"

Обычный сценарий. Я промолчал, а он, чувствую, заметно напрягся. Даже челюстями работать перестал. Большая жертва. Наверное, «бабло» позарез требуется. Интересно, зачем? Скорее всего, на выпивку. Надеюсь, что хоть не наркоманит. Ладно, пусть ценит отцовскую щедрость.

Последняя «пятихатка» успешно перекочевала в карман молодёжной куртки и повеселевший «наследник» спешно засобирался. Зашнуровывая модные кроссовки, он не переставал без умолку тараторить:

-С твоими-то способностями, папашка, ты махом работу найдёшь, голова у тебя, батя, хорошо варит… Бла-бла-бла…

-Ты вон, молодой, нигде устроиться не можешь, а я тем более, - не выдержал я.

-Так я в институт поступать буду. В платный, - деловито уточнил парень и бесхитростно пояснил, - чтобы от армии откосить…

…Раньше я всегда любил подолгу разглядывать небо. Вступив в стадию зрелого мужчины, больше останавливал взгляд на горизонте. А сейчас смотрю только себе под ноги. Думаете боюсь поскользнуться и упасть? Отнюдь. Вдруг кто-то нечаянно обронил денежку? Мне не зазорно её поднять – вот их сколько блестит на дороге, тротуарах, обочинах. «Десятчиков» и «пятидесятчиков» можно насобирать полный карман и гарантированно избежать неприятных ситуаций в магазинах, где при отсутствии дефицита товаров существует другой дефицит - разменных монет.

Я один. Я для себя - все. Надо мной нет никого, рядом со мной - тоже. Сам себе бог и сатана. Судья и палач. Хотя и не человек с большой буквы. Так себе, непримечательная особь мужского пола. Одинокий идеалист у разбитого корыта. Не господин, это точно. Может быть, даже в какой-то степени раб. Ведь именно страх за личную шкуру держит в законопослушных рамках… Так легче и спокойнее жить. Правит сила и крепкие челюсти – звериное начало. Сегодня к этому добавились деньги…

Я - лицедей. Мой образ – падение и покорная улыбка на загримированном лице. Публика довольна, она гогочет, смеющийся человек всегда изначально выше духом. Но ведь я абсолютно другой. Позвольте мне снять маску и показать истинное лицо. Хочется крикнуть: Дайте новую роль! Позвольте сыграть…

…На заплёванном асфальте блеснула монетка…

Автор: Ольга АНДРИЕНКО