Медиакарта
18:55 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как выжить детям на дороге

В прошлый четверг на улице Щербакова «мерседес» сбил 14-летнего велосипедиста. Подросток с черепно-мозговой травмой и переломом челюсти попал в нейрохирургию. Сотрудники ГИБДД выясняют обстоятельства случившегося: переезжал ли он дорогу по пешеходному переходу или в неположенном месте, а может, вообще двигался по обочине, и с какой скоростью при этом ехала машина?.. Родители же мальчика и соседи, которые стали свидетелями случившегося, выяснять ничего не стали. «Мерседес» помяли, водителя вытащили из салона, избили. К приезду полиции он тоже сидел в карете скорой помощи, ему промокали разбитые нос и губы. Кто-то скажет: беспредел. А кто-то промолчит, опустив глаза, чтобы скрыть свое противозаконное одобрение. Иногда начинает казаться, что изменить отношение автомобилистов к детям можно уже только таким способом. Все остальное – не действует? – В автоинспекции не существует понятия «авария по вине ребенка», обычно мы используем другую формулировку – «авария, случившаяся из-за невнимательности ребенка». Вина же в любом случае – на взрослом! Будь это водитель, который сбил маленького пешехода на переходе, или родители, которые не научили своего ребенка правильно переходить дорогу, – рассказала начальник отдела пропаганды УГИБДД Анжела Борисова. Это было в пятницу – на заседании круглого стола, посвященного детской безопасности на дорогах. Об ответственности взрослых перед детьми говорили уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Галина Калюжная, заместитель председателя областной Думы Геннадий Корепанов, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Тюменской области Ольга Елисеева… В заседании также приняли участие детские врачи, педагоги, дорожники, представители автошкол. Пришла и Татьяна Фомина. Женщина села с краю большого длинного стола, аккуратно положила на колени портфель. В нем – затянувшаяся на целых два года переписка с сотрудниками правоохранительных органов. – Мы даже не настаиваем на каком-то возмещении ущерба, нет у нас такой цели, – тихо говорит Татьяна Васильевна. – Но виновные должны быть наказаны. Так ведь? В июле 2010 года женщина потеряла своего сына. Девятилетний Антон уехал покататься на велосипеде и не вернулся. На пешеходном переходе улицы Широтной (недалеко от автомагазина «Мираж») его насмерть сбила «тойота». Молодая женщина, управлявшая машиной, сказала, что не заметила велосипедиста, что он выехал на зебру слишком быстро. Следователи приняли ее оправдание. Она продолжает ездить по дорогам города, а около магазина «Мираж» водители продолжают не замечать людей на пешеходном переходе. Он считается одним из самых опасных в Тюмени. – Проблема в том, что взрослые сами закладывают в головы своих детей двойные стандарты, – говорит Галина Калюжная. – Мы говорим им, что на пешеходном переходе они могут чувствовать себя защищенными, а их там сбивают. Кроме, как предательством, это не назовешь! Хотя чего говорить про чужих взрослых, которые плевать хотели на наших детей, если сами родители, не осознавая того, подставляют своих сыновей и дочерей под удар! Учителя и воспитатели день напролет твердят им о правилах дорожного движения (все больше садиков и школ проводят сейчас уроки ПДД), а мама или папа тут же тянут свое чадо через дорогу в неположенном месте. Потому что куда-то спешат. – Да, – подтверждает Геннадий Корепанов. – На прошлом слете юных инспекторов «Безопасное колесо» одна из участниц представила результаты социологического опроса, который провела среди ровесников. Тридцать четыре ребенка из 50-и опрошенных признались, что нарушают правила вместе с… родителями. Когда же возвращаются домой одни, то строго соблюдают наставления педагогов. … С начала этого года на тюменских дорогах произошло уже 102 ДТП с участием детей, 111 ребят пострадали, трое погибли. – Самый большой процент погибших в авариях – это дети-пассажиры, – говорит Анжела Борисова. – Они ехали в машинах своих родителей без специальных удерживающих устройств. Больше всего от подобной халатности страдают малыши до двух лет – потому что взрослые считают, что покупать кресло для них еще рано. И дети семи-восьми лет – для них, якобы, приобретать кресло уже не надо. Поэтому инспекторы не устают напоминать: еще как надо! И для тех, и для других, и для третьих! Вот, недавно придумали знак «Кресло и ремень» – вывесили на выездах из города и около детских учреждений. Печатают листовки и раздают водителям, монтируют по городу баннеры с вопросом «А ты купил своему ребенку кресло?» Пропаганду проводят и в рядах будущих мам – инспекторы дарят в перинатальных центрах слюнявчики, на которых тоже написано про кресло и ремень. – Но и этого не всегда достаточно, – сокрушается Анжела Борисова. – Сейчас автоинспекция выступает с инициативой, чтобы штраф за неправильную перевозку ребенка был увеличен как раз до средней цены автокресла. Тогда перед родителями больше не будет стоять выбора: либо оплатить штраф, либо один раз потратиться на безопасность своего чада. Об ответственности человеческой перед младшим поколением говорили долго и эмоционально. Вспомнили и об ответственности профессиональной. – Пугает, что наших детей убивают те, кто прошел курс обучения в автошколе, получил право выехать на дорогу, а значит, взял на себя громадную ответственность! – говорит Галина Калюжная. – Или будущего водителя об этом никто не предупреждает? – Вряд ли вы найдете инструктора, который бы говорил своему ученику: «не пропускай пешехода, выезжай на встречную полосу, превышай скорость», – ответил на почти риторический вопрос начальник ДОСААФ «РОСТО» Андрей Гаврин. – Все дело, наверное, в менталитете. Российский народ продолжает надеяться на авось. Авось, пронесет… Хотя и инструкторы бывают разные, заметил директор учебно-производственного комбината «Автомобилист» Алексей Шукшин. – Последнее время автошколы появляются в городе, как грибы после дождя, – говорит он. – Сейчас в Тюмени их уже около 50-и. Это не считая филиалов. Понятно, что между ними существует нездоровая конкуренция – руководители делают ставку, в первую очередь, на деньги. Но не на качество образования. Поэтому контроль за автошколами надо усиливать… А еще надо включить в программу обучения курсантов просмотр шокового кино, решили на заседании круглого стола. Один из таких фильмов посмотрели прямо там. На мониторах мелькали страшные эпизоды из жизни – исковерканные машины, возле которых валяются детские игрушки; маленькие тела, накрытые белыми простынями с проступающими на них бурыми пятнами; воющие от горя родители… После участники заседания еще долго не решались поднять глаза на маму погибшего Антона. – Я очень извиняюсь, что вам пришлось увидеть все эти страшные кадры, – обратилась к ней Галина Калюжная. – Но мы в очередной раз убедились, что нормального человека такая ситуация не может не волновать! Еще бы убедить в этом всех водителей!

Автор: Мария Самаркина