Село Армизонское стало моей второй малой Родиной. Меня зовут Мария Ивановна Логинова, родилась я в 1933 году в Кировской области. Помню, как ребятишками ходили с зажженными факелами в соседнее село в школу. Дорога проходила через лес, по ту и другую сторону сидели волки с зелеными глазами, с помощью огня мы защищали себя.
Закончила 10 классов в год смерти Сталина, нас собрали в спортивном зале, все плакали. Тут и подошло время определиться – куда пойти учиться дальше? А кто даст правильный совет? Матери в живых уже не было. Женщины во время войны надорвали свое здоровье, оставались ведь совсем одни, без крепкого мужского плеча. Мать работала телятницей, в зимнее время подопечных приходилось перетаскивать в теплое помещение. Летом я была пастушком, а мама шла на другую работу, чтобы получить побольше трудодней. Тогда можно было рассчитывать на лишний килограмм сена для коровы, а о хлебе и речи не было. Все жили на траве, как скот на подножном корму, но всё же трудились. И помогали Родине, как могли – кто-то сдавал молоко, кто-то масло – все для фронта, все для Победы! Отец пришел с войны совсем больной и не долго пожил. Спасибо моим сестрам – старшей Александре и средней Ирине. Последняя с 14 лет работала в г. Перми на шахтах. Александра как-то поехала к ней, хотела устроить Марию в библиотечный техникум, но директор сказал ей, что набор уже закончился, и может быть они возьмут ее вольнослушательницей, ну а если никто до нового года не уйдет, то тогда отчислят. Ей пришлось вернуться обратно в Кировскую область.
К началу учебного года в это же заведение отправились и мы с Ириной, в ответ услышали то же самое. Тогда я не выдержала и заплакала, со слезами просила, чтобы меня взяли, как сироту. И ведь приняли. Как пройдет семестр – не переживала. Училась неплохо. К новому году никто не ушел. Закончив техникум, встал вопрос – куда отправиться на работу? Да тут еще проблемы с жильем, из-за этого и техникум-то кое-как закончила. Дело в том, что жила я с семьей своей средней сестры, была пятой на 9 квадратах в бараке, прописку сделать было невозможно.
Но вот в учебном заведении сказали сразу, что готовят нас для работы в сельской местности, а кто ехать откажется – диплом не получит. Как раз в это время пришел запрос из Тюменского областного управления культуры. Распределили кого куда, а меня – в Армизонский район. Нас, специальную группу, выпустили 24 января, дали месяц отдохнуть и отправили в путь. Доехала я до Омутинской станции. Погода – ни неба, ни земли не видно. В местном отделе культуры сказали, что надо подождать, пока не утихомирится буря. Пришлось жить здесь неделю. Потом выехали на грузовой машине, впереди шел угольник – расчищал дорогу. Как остановка, так пассажиры выпрыгивали из кузова – бегали, разминались, чтоб хоть как-то согреться и живыми до места назначения добраться.
Несмотря на то, что на дворе царствовал месяц март - стоял сильный мороз. По прибытию в Армизон поместили меня в барак. В комнате нас жило трое, встанем утром – вода замерзла в ведрах, дали для отапливания торфу, замерзшего, который не только не горел, но даже и не шаял. Меня взяли на работу в районную библиотеку, на должность заведующей читальным залом, где главной обязанностью было воспитание молодежи, если такого не будет, могли уволить. В то время молодыми занимались комсомол, библиотеки, клубные работники на селе. Проводились читательские конференции, обсуждение интересных книг, трудовые коллективы брали на поруки, если у кого-то не все в порядке с поведением. Проводили работу с доярками, телятницами, кто шел в передовиках, оформляли красные уголки. Запомнилось еще то, как проходили совещания в РК партии, сюда всегда приглашали агитаторов. Первый секретарь Василий Иванович Жданович, чтобы проверить их знания по сельскому хозяйству, задавал соответствующие вопросы, такие, как – сколько месяцев ходит супоросная свинья? Если кто ответить не мог, то Василий Иванович говорил: «Что ты за агитатор, и о чем беседовать со свинарками и доярками будешь?».
В то время библиотекарей с образованием не хватало, а «изба читальная» в каждой деревушке и селе была. Чтобы помочь им в работе, приходилось добираться пешком или на попутных лошадях, а когда и вовсе оставалась там с ночевой. Проработала я в библиотеке 33 года, ушла на пенсию в 1958 году, мне сразу вручили внучку, чтоб не скучно было.
Вышла замуж за комсомольского работника Афанасия Григорьевича Логинова, образование у него было 8 классов, поступил заочно, потом и очно. Закончил Омскую партийную школу. Одиннадцать лет прошло в учебе. Партии нужны были грамотные люди. Пока занимался, подросли дети – две дочери: Ирина и Маргарита. Обе получили специальность в фармацевтическом институте. Я рада, что хоть образование детям дать смогли! Подросли внуки. Также закончили высшие учебные заведения. Конечно, не без трудностей, особенно с материальной стороны, но легкой жизни не бывает. С супругом считаем, что наши дети, внуки – это радость. А мужу, отцу и дедушке Афанасию Григорьевичу 31 января исполнилось 80 лет! Хочется, чтобы он прожил еще долго-долго, на радость детям и внукам.