Медиакарта
19:47 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Учиться надо и чиновникам, и предпринимателям»

«Учиться надо и чиновникам, и предпринимателям»
13:42 | 26 мая 2010
Источник:

Год от года совершенствоваться и развиваться должно все, в том числе бизнес. Однако, несмотря на долгий срок существования современной модели экономики, недостатков у бизнеса едва ли не больше, чем достоинств.

О том, что мешает развиваться тюменскому предпринимательству, наш разговор с директором департамента инвестиционной политики Тюменской области Вадимом ШУМКОВЫМ.

«Для государства это не лозунг»

– Вадим Михайлович, как, по-вашему, достаточно ли на сегодняшний день сделано государством для того, чтобы предпринимательство могло беспрепятственно развиваться?

– В этом вопросе нет меры, которая определяет достаточность или недостаточность того, что сделано. Если брать уровень 90-х, когда государство фактически самоустранилось от развития данной сферы, – это одно. Если от нынешнего уровня стран, в которых предпринимательство развито гораздо сильнее, – это другое. На мой взгляд, сейчас есть несколько гораздо более глубоких проблем.

Это восстановление или, правильнее сказать, установление доверия между государством и предпринимательством. Необходимо подтвердить то, что для государства развитие предпринимательства не мода и не лозунг.

Кроме того, необходимо далее развивать тему подготовки кадров для предпринимательства и повышения квалификации уже действующих бизнесменов.

В отношении же государственной поддержки – она будет сосредотачиваться вокруг тех задач, что ставятся на уровне государства. То есть если речь идет о модернизации –значит, будут субсидироваться кредитные договоры, связанные с созданием новых производств и приобретением оборудования, а также компенсироваться первый взнос по договорам лизинга технологического и производственного оборудования. Сейчас это до 1 млн. рублей, рассматривается вариант увеличения до 3 млн. Если стоит задача повысить энергоэффективность – значит, будут субсидироваться профильные отрасли. Если необходимо активизировать экспорт – будут компенсироваться участие в выставках и получение международных сертификатов соответствия стандартам качества.

– Не приведут ли послабления (относительно проверок госорганами) к тому, что предприниматели станут наглеть, и в данном случае очень пострадает потребитель. Кого важнее защитить?

– Не очень верю я в эффективность проверочной деятельности в отношении прав потребителя. Когда сам работал предпринимателем, то защита потребителей было последнее, что волновало проверяющих.

Главное – перестать воевать самим с собой: чиновникам – с предпринимателями, предпринимателям – с потребителями и так далее. Мы подчас ведем себя как на оккупированной территории, с которой, в итоге, все хотим съехать.

Выход продукции на рынок и ее обращение должны быть максимально упрощены и облегчены в первую очередь с точки зрения контроля и надзора. Но и санкции за некачественную продукцию должны быть предельно жесткими. То есть тебе доверяют и не мучают мелочным и коррупционноемким контролем, но если ты при этом пытаешься производить непонятно что – плати огромные штрафы или вообще закрывай бизнес.

«Богатство региона не всегда играет хорошую роль»

– Как обстоят дела с внедрением в Тюмень небольших иностранных компаний?

– По-разному. Многих остановила нестабильность рынков собственных стран – т. е. не до экспансии, на месте бы удержаться. Кто-то начинает искать новые рынки. В России и в Тюменской области они ищут того же, что и наши предприниматели – дополнительную возможность заработать. Наш же интерес заключается в том, что при этом мы можем получить новые компетенции и вместе вывести регион на новый конкурентный уровень. Каждому свое.

– Какие особенности присущи ведению бизнеса в нашем регионе?

– В целом же бывает, что многие субъекты нашего бизнеса достаточно сильно бюджетоориентированы. И богатство нашего региона в этом плане не всегда играет хорошую роль. То есть некоторые обеспечивают устойчивость своего бизнеса только за счет государственного заказа или государственной поддержки. Это, при неправильном понимании, ослабляет конкурентоспособность. При верном же подходе со стороны предпринимателя позволяет использовать силу и ресурс бюджета для развития конкурентности компании и накопления базовых технологических преимуществ перед предприятиями из других регионов.

Учиться надо нам всем. И чиновникам, и предпринимателям.

И поменьше страдать неверием в себя и свои силы.

Перспективные направления бизнеса в Тюменской области

  • Нефтедобыча и нефтегазохимия (на базе Тобольского промузла).

Помимо значительного экономического эффекта, поддержка развития нефтегазохимии продиктована необходимостью сокращения сжигания попутного газа и парниковых выбросов, а также экспортной направленностью продукции.

  • Нефтепереработка. Основа – АНПЗ.

  • АПК и пищевая промышленность с пониманием, что проекты, реализуемые местными игроками, направлены на заполнение регионального рынка и рынка северных округов, замещение ввозимой продукции, а федеральными и международными игроками – для выхода на рынки соседних субъектов и стран СНГ.

  • Производство продукции машиностроения и услуг, востребованных нефтяными и газовыми компаниями. Перспективно восстановление судостроения в части производства танкеров для перевозки нефти и сжиженного газа, потребность в которых ежегодно нарастает, что подтверждается заказами Газпрома, ТНК и Роснефти.

  • Металлургия (производство сортового металла) и производство металлоконструкций (включая мостовые конструкции). Это проекты УГМК и Тюменьстальмост с поставкой продукции на север и в другие регионы.

  • Лесозаготовка и деревообработка, лесохимия и биотехнологии в переработке древесных отходов.

  • Туризм в части обслуживания тех потоков, что уже есть и еще складываются, особое внимание к выставочному направлению, санаторно-курортному лечению и медицинскому туризму, к тем, кто приезжает для шоппинга (для этого в регионе нужны брендовые ТЦ, способные предложить северянам и жителям соседних регионов качественный продукт по цене, ниже чем в Москве и др. крупных городах), развлечения, спортивный туризм.

  • Квалифицированная торговля, а также сервис и услуги (здесь пока почти одни «ниши»).

  • Развитие логистики не самой по себе, а в привязке к планам РАО «РЖД», Евразэс и работе по развитию транзитной деятельности аэропортов, включая обслуживание длинных авиарейсов, перевалку грузов.

  • Производство строительных материалов, пользующихся спросом, с целью замещения ввозной продукции (сухие смеси, стекло и т. д.).

  • Обеспечение локализации поставок и подрядных работ для тех крупных предприятий, что уже построены и продолжают строиться в регионе.

Андрей НОВИКОВ