Развитие механизмов социального партнёрства, широкое внедрение
общественно-государственных форм управления в системе общего образования
стали актуальными для учебных заведений Тюменского района.
Этой теме была посвящена первая районная конференция, прошедшая в
Боровской школе N 1, в которой приняли участие специалисты управления
образования, руководители учреждений образования и председатели
управляющих советов школ.
С докладом "Общественное участие в управлении образованием. Механизмы,
принципы и возможности деятельности управляющих советов" на конференции
выступила зам.начальника управления образования администрации Тюменского
района Ольга Зимина. Она подчеркнула, что создание институтов
общественного участия в управлении образованием, обеспечение открытости
информации об образовательных учреждениях - одна из главных тенденций
образовательной политики государства. По её словам, на сегодняшний день
наиболее распространёнными формами общественного участия в управлении
школой являются три: наблюдательные советы, к полномочиям которых
относится рассмотрение вопросов, связанных с финансово-хозяйственной
деятельностью учреждений образования; попечительские советы, которые
созданы в учреждениях интернатного типа; и управляющие советы, функции
которых гораздо шире, чем в двух предыдущих формах. Именно их можно
считать интегральной моделью государственно-общественного управления.
Управляющие советы созданы во всех школах района и действуют с 2005
года. Организаторы конференции ставили задачу актуализации имеющегося
опыта, создания нового вектора развития этих органов и самого
образования. Отличие управляющего совета от "совещательных" советов и
иных органов самоуправления состоит в том, что его решения в рамках
отведённой ему уставом образовательного учреждения компетенции имеют для
школы и его руководителя императивный характер, т.е. не допускающий
выбора. Сегодня без согласования с управляющим советом не могут быть,
например, утверждены учебный план и программа развития школы,
распределена стимулирующая часть фонда оплаты труда. Второе важное
отличие: в состав управляющего совета входят представители всех
участников образовательного процесса: учащиеся, родители, работники
школы и учредители.
Основными
функциями совета на сегодняшний день являются рассмотрение и утверждение
программы развития школы, правил школьной жизни и режима безопасной
жизнедеятельности, он утверждает структуры учебного года, каникулярного
времени, правила приёма в школу и отчисления, планирует и утверждает
платные образовательные услуги, рассматривает и утверждает систему
промежуточной и запланированной аттестации, осуществляет мониторинг
объёма домашних заданий.
Работа эта, по мнению О.В.Зиминой, очень объёмная и важная,
направленная, в первую очередь, на создание условий для развития и
воспитания детей.
С тем, что только совместными усилиями семьи, школы, общественности
можно обеспечить качественное образование подрастающего поколения,
согласна председатель управляющего совета Ембаевской средней школы Ирина
Михайлина. Двое её детей уже закончили школу, дочь Ольга - будущая
выпускница 11 класса, сыну Ивану предстоят итоговые экзамены как
выпускнику-девятикласснику. Ирина Михайловна не сразу стала
председателем управляющего совета. В её практике - работа в родительском
комитете, затем в качестве члена управсовета.
Результат совместных усилий -
автогородок, в котором проходят тренировки команды ЮИД. Не случайно
ембаевские школьники - чемпионы конкурса "Безопасное колесо". Помогают
члены совета в организации ЕГЭ и выпускных балов, принимают участие в
решении множества других вопросов.
Подобный уникальный опыт наработан и управляющим советом под
руководством Марины Афанасьевой из Богандинской школы N 1. По словам
директора школы И.С.Масловой, всё многообразие функций школы сейчас уже
невозможно реализовать без взаимодействия с этой структурой.
Татьяна ЮРТИНА.