Маленькая деревенька Бугорки
Упоровский район активно готовится к празднованию юбилея - 80 лет назад множество сёл и деревень стали одним целым. А ведь у каждого населённого пункта уже была своя особая, насчитывающая не один век история. В 2011 году политсоветом партии «Единая Россия» Упоровского района была объявлена акция «Пока мы помним, мы живём», которая продолжается и в этом. Благодаря стараниям Н.Н. Макаровой акция получила развитие и на территории Буньковского сельского поселения, где Наталья Николаевна является главой. В прошедшую субботу здесь увековечили память об исчезнувшей деревне.
Возле Осеевой, где теперь только чистое поле да старый тополь, стояло ещё одно поселение, называлось оно Бугорки. По преданию два брата-пугачёвца по фамилии Бугриновы выбрали место возле реки Емуртлы, богатое рыбой и дичью. Рядом располагались лес и плодородные пашни. Старожилы рассказывают, что вольготно и хорошо жилось здесь, дружным и весёлым народом были и остаются бугринцы. В поселении стояло 33 двора, две мельницы-ветрянки, кузница и смолокурня. Население занималось земледелием, разведением скота, а также охотой и рыбалкой. Расцвет деревни пришёлся на тридцатые годы. Жили здесь трудолюбивые семьи Обогреловых, Корневых, Бестужевых (потомков декабриста, сосланного в Сибирь), Макаровых, Коркиных, Грицай, Шестаковых, Размановых, Малых, Смирновых, Рякишевых, Кожевниковых, Серебрянниковых, Ильиных. Тогда же здесь образовали колхоз имени Молотова, председателем выбрали Леонида Корниловича Угренинова. Первыми колхозниками стали Флегон Макаров, Михаил Коркин, Егор Рябков, Матвей Поляков, Егор Шестаков. Труженики колхоза продолжали заниматься земледелием и скотоводством, а наряду с этим наладили своё производство кирпичей. Молоко с фермы возили в деревню Короткову, где тогда располагался молочный завод. Во время Великой Отечественной войны жители деревни приютили у себя эвакуированных из Ленинграда беженцев. Среди них был Михаил Васильевич Смирнов, который имел личное знакомство с Лениным.
В 60-е годы в Бугорках появилось электричество. Жизнь улучшилась, и кажется, жить бы бугринцам и жить в любимом уголке Упоровской земли. Но... После объединения с Буньковским колхозом люди начали разъезжаться, – в более крупных селениях стали строить жильё и объекты соцкультбыта. К тому же в половодье река-кормилица вдумала разливаться так, что деревня походила на крошечный островок в море, даже до фермы нужно было добираться вплавь. Так и покинули люди любимые Бугорки. Дольше всех хранили ей верность, десять лет оставаясь единственными жителями, мать и сын Коркины. В 1990 году уехали и они. Деревня прекратила своё существование навсегда. Простояла она, по словам старожилов, около 300 лет.
Деревня исчезла, а память о ней осталась в сердцах её бывших жителей. Все, кто с гордостью говорит «бугринские мы», и собрались 26 мая на торжество. Открыть памятную стелу вместе с главой поселения вышли две старейшие жительницы Бугорков – Анастасия Никифоровна Шестакова и Евгения Григорьевна Обогрелова. Евгения Григорьевна, несмотря на почтенные 96 лет, без чьей-либо помощи перемахнула через невысокое ограждение возле памятника, а потом вместе с детьми и односельчанами ещё и сплясала на родной земле.
Несмотря на всю торжественность, открытие стелы даже сухим словом «мероприятие» называть не хочется, столько тепла, столько радости и искренности было в этот день у бывших односельчан и в песнях, и в сияющих глазах, и в смахнутых украдкой слезинках. А уж какими вкусными здесь в Бугорках оказались уха и чай из «бадожишки» (заваренный не из листьев, а веток смородины или малины)...
Так что живы ещё Бугорки, благодаря своим жителям.
Ирина САРВИНА.