Медиакарта
12:13 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Призовые для меня не главное»

«Призовые для меня не главное»
14:47 | 26 мая 2010
Источник:

В апреле президент России Дмитрий Медведев принимал в Кремле отличившихся в канадском Ванкувере паралимпийцев. Среди отмеченных правительственными наградами была и слабовидящая спортсменка из Тюмени Любовь Васильева, завоевавшая, кроме «золота» в эстафете, четыре медали в личных биатлонно-лыжных гонках.

– Да, президент сказал, что нам дадут такие же премиальные, как и призёрам-олимпийцам, – подтвердила моя собеседница – хрупкая, подстриженная под мальчишку, миловидная женщина, – но призовые для меня не главное. Для меня важнее осознание того, что я не зря ем свой хлеб.

«Наш золотой рабочий»

Мастер цеха Кировского завода, где она, выпускница спецшколы-интерната для слабослышащих детей, трудилась слесарем механосборочных работ, выдавая очередную премию за перевыполнение плана, говорил ей: «Ты, Любаша, – наш золотой рабочий». И Любаша старалась. Рвения не поубавилось даже после того, как однажды за станком ей ополовинило большие пальцы обеих рук. Залечила – и снова в цех. Выросшая в неблагополучной деревенской семье, будущая чемпионка с детства была вынуждена не в куклы играть, а вместе со своей, тоже слабослышащей старшей сестрой вести домашнее хозяйство.

Говорит, что трудное детство её только закалило, и потому, окунувшись в интернатскую жизнь, она быстро обрела репутацию неутомимой спортсменки и вполне самостоятельного человека. Чего уж говорить о жизни заводской. Любаша успевала и в вечерней школе учиться, где познакомилась со своим будущим, глухим от рождения, мужем Олегом Васильевым, и в танцевальном кружке вместе с ним заниматься, участвуя и побеждая в различных конкурсах. Испытание суровыми 90-ми прошла на родине мужа – в Тюмени.

– С трудом поступила на моторный завод – собирала паровые кастрюли, – вспоминает чемпионка, – а когда производство закрыли, меня перевели на сборку багажников для машин – работу грязную, тяжёлую, муторную… К тому же пришлось иметь дело с мелкими деталями, а у меня зрение и так не ахти какое – оно ещё с третьего класса ухудшаться стало. Со второй смены возвращалась, ориентируясь по впереди идущим.

Не взывала о помощи и потеряв работу – продолжала ходить на легкоатлетические тренировки, а по ночам, освободившись от домашних дел, вязала на заказ свитера, кофты, жилеты… Выручка от вынужденной «мануфактуры», окончательно доканавшей зрение, стала своеобразной надбавкой к её и мужьей нищенским пенсиям по инвалидности.

– А кормила нас дача, чего там только не растёт… В последнее время свекровь болеет, поэтому на даче в основном тесть хозяйничает. После Турина я ему на день рождения, взамен его старенькой машины, новые «Жигули» купила – идею подарить иномарку он решительно отверг.

Нынче думаю в своё родное село Синегорье наведаться. Последний раз ездила туда после Турина, у мамы на могилке побывала – она умерла, когда я только начала лыжами заниматься. На обратном пути к сестре в Киров заглянула – денег оставила на памятник, на оградку и на подарки моим односельчанам. Они ведь, когда я в Ванкувере выступала, ночи не спали – болели за меня, «эсэмэски» поздравительные посылали.

Дочка Александра – тоже преданная моя болельщица. Учится в десятом классе, преуспевает в математике, хочет после окончания школы выучиться на экономиста. Она вполне здоровая девочка – мои глаза и уши. Самостоятельная – всё же с десяти лет без маминой опеки...

«Мы победили!»

– Мне уже было за тридцать, когда я получила предложение заняться лыжными гонками. Хоть и не без сомнений, но всё же решилась оставить лёгкую атлетику, в которой уже была призёром Всероссийских соревнований. Помню свой первый выездной сбор семилетней давности – в Острове Псковской области. Сколько страху натерпелась, осваивая крутые спуски роллерной трассы, сколько ссадин и ушибов наполучала – одному Вячеславу Голдинову известно, главному тренеру нашей областной команды.

После выступления на Кубке Европы в Германии (мой дебют на международной арене), где я заняла пятое место в «классике», у меня начались проблемы со здоровьем – пошли перебои с сердцем, ноги отказывались бежать. Вячеслав Анатольевич меня госпитализировал и после выписки из больницы взял под свою персональную опеку – сам тренировал, сам лидировал. Сколько радости было, когда пробились в сборную страны! В Турине я завоевала одну бронзовую и три золотые медали, последняя из которых – в гонке на 15 км «классикой» – до сих пор остаётся самой «тяжёлой» в моей спортивной карьере...

Первый из трёх кругов прошли с Голдиновым в таком темпе, что я взмолилась – «у меня сил не хватит». Он – «всё нормально, всё хорошо, потерпи». А информации о прохождении дистанции никакой. Cтиснув зубы, продолжаю «догонять спину» Вячеслава Анатольевича. Всё, думаю, наверное, встану. И вдруг слышу негромкое, как эхо, но родное и привычное: «Люба, давай!» Спасибо болельщикам – меня как будто над землёй приподняло, второе дыхание открылось. А тут ещё Голдинов – «потерпи чуть-чуть, до макушки дойдём – на спуске отдохнёшь»…

На финише подкосились ноги, но он меня так подхватил, что даже палки мои лыжные разлетелись – «маши рукой, ведь мы победили!». Это действительно была победа, и прежде всего победа над собой.

ИЗ ДОСЬЕ

Уроженка Кировской области Любовь Васильева лыжными гонками занимается с 2003 года под руководством заслуженного тренера страны Вячеслава Голдинова. Заслуженный мастер спорта. Обладательница девяти олимпийских медалей и четырёх хрустальных Глобусов за призовые места в общем зачёте Кубков мира. Награждена орденами Дружбы и «Почёта». Заочница института физкультуры Тюменского госуниверситета.

Сергей ПАХОТИН

Фото автора