Медиакарта
0:29 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

На демпинге далеко не уедешь

На демпинге далеко не уедешь
10:39 | 05 июня 2012
Источник:

В Тюменской областной Думе состоялись слушания на тему: “Повышение безопасности дорожного движения и качество подготовки водителей автотранспортных средств”. В работе совещания приняли участие депутаты, представители областного правительства, ГИБДД, департамента образования, антимонопольной службы, других ведомств, имеющих хотя бы косвенное отношение к повестке дня. Её актуальность подчеркнул, открывая слушания, заместитель председателя областной Думы Геннадий Корепанов: “Мы собрались здесь, в этом зале, где принимаются самые судьбоносные решения для нашего региона”.

Что верно, то верно: пора уже принимать эффективные решения, чтобы воздействовать на явно ненормальную ситуацию, сложившуюся как на дорогах, так и в сфере подготовки водительских кадров. Поголовная автомобилизация населения показала свою страшную сторону: всё больше автоаварий, в том числе с самыми тяжёлыми последствиями. Самое непосредственное отношение к жуткой статистике имеют учебные заведения, которые готовят водительские кадры. Сложилась крайне неблагоприятная тенденция: количество автошкол растёт – качество их работы падает. Многие из них, можно сказать, уже не готовят, а “штампуют” кадры, дают им не прочные знания и навыки, а натаскивают на сдачу экзаменов в ГИБДД. Та же статистика подтверждает: огромная доля дорожно-транспортных происшествий приходится на граждан и гражданок, недавно получивших водительские удостоверения.

Вот некоторые высказывания о том, что происходит сегодня на рынке образовательных услуг по подготовке водителей, прозвучавшие во время слушаний. Генеральный директор учебно-производственного комбината “Автомобилист” Алексей Шукшин:

– Погоня за прибылью и легкими деньгами отодвинула качество подготовки на второй план, а кое у кого вопросы качества вообще не входят в планы. И таких школ, к сожалению, становится всё больше. Уровень подготовки водителей в иных автошколах просто ужасает: их выпускники ни правил дорожного движения толком не знают, ни управлять транспортным средством как следует не умеют. Надо ли говорить, какую огромную опасность представляют эти “полуфабрикаты” за рулём автомобиля, что они вытворяют на дорогах? Чётко просматривается закономерность: резко подскочило количество школ – в той же примерно пропорции подскочило количество ДТП, число погибших и раненых на дорогах. Это касается и нашей области, это касается и страны в целом. Вот данные статистики: за четыре месяца 2012 года по сравнению с тем же периодом прошлого года количество ДТП в стране выросло на 27,6 процента, погибло на 29,2, ранено – на 34,4 процента больше.

Геннадий Корепанов:

– Во главу угла в некоторых автомобильных школах по-прежнему ставится работа, связанная с получением прибыли, но отнюдь не качество выпускаемых водителей. В первую очередь можно назвать такие учебные заведения, как “Шофёр”, “Светофор”, “Премиум”, “Учебный комбинат” в Тюмени, а также Ялуторовский учебный спортивно-технический клуб “Простор”, профессиональное училище №24 Исетского района.

Олег Меркушов, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры:

– С начала года в Тюменской области выдано свыше 4 тысяч водительских удостоверений. При этом только 24 процента кандидатов в водители сдали квалификационные экзамены в органах госавтоинспекции с первого раза. Статистические данные о росте ДТП и травматизме ужасающи и удручающи. Анализ причин такого состояния дел показывает, что 80 процентов ДТП происходит по причине несоблюдения водителями транспортных средств правил дорожного движения, при этом значительное количество нарушений совершены неопытными водителями со стажем вождения менее двух лет.

Виктор Буторин, директор автошколы “Престиж”:

– В прошлом году мы, директора нескольких тюменских автошкол, собрались поговорить о наших насущных делах. И пошёл разговор о таких фактах. Какая-то организация открыла класс по подготовке водителей. А на этой улице уже три подобных класса имеется, от разных школ. Узнали подробности – там нет даже лицензии! У нас ситуация такая: одни стараются вести подготовку на высоком уровне, а другие стараются грести деньги.

Виктор Буторин, как и многие другие, обращает внимание на парадоксальный факт невероятной дешевизны обучения водителей в некоторых автошколах.

– Стоимость в отдельных автошколах опустилась до 11-12 тысяч рублей! Невозможно за такие деньги дать хорошую, качественную подготовку, только на бензин для учебного автомобиля в расчёте на одного ученика уйдёт тысяч 10-12.

Парадокс между тем объясняется просто: так называемые школы-однодневки и не тратят на бензин столько, сколько нужно. Потому что не дают определённых программой часов вождения. Не тратятся они и на другие необходимые нужды. У них всё по сокращённой программе.

Алексей Шукшин:

– В 2010 году стоимость подготовки на категорию В с учётом цен на топливо, запасные части, услуги и т.д., достигла в Тюмени 30 тысяч рублей. И это была абсолютно реальная цифра. На сегодня она уже низкая. Потому что цены на всё продолжали подниматься...

Руководители серьёзных автошкол в один голос утверждают: они не против конкуренции. Но с одним условием: соперничество должно быть честным. О недобросовестной конкуренции говорил и представитель Федеральной антимонопольной службы, заместитель начальника Управления ФАС по Тюменской области Игорь Веретенников:

– Закон устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, то есть на любые действия, которые направлены на необоснованное получение преимуществ перед конкурентами. ...Есть такие игроки на рынке, которые недобросовестно действуют, конкурируют между собой, оказывают услуги с нарушением требований, которые предусмотрены.

Следя за ходом слушаний, можно было сделать однозначный вывод: корень проблемы – именно в нечестной, недобросовестной конкуренции со стороны школ-однодневок. В общем виде ситуация выглядит так: в сфере подготовки и переподготовки водительских кадров увеличилось и продолжает увеличиваться число учебных заведений, которые не способны обеспечить нормальные стандарты обучения. Но в силу определённых обстоятельств они не просто остаются на плаву, а, наоборот, сумели парадоксальным образом составить ощутимую конкуренцию серьёзным школам. Получается, что обозначенная проблема в последнее время не только не решалась, а лишь разрасталась и к сегодняшнему дню приобрела просто угрожающие масштабы.

В силу каких же “определённых обстоятельств” автошколы халтурного типа остаются на плаву, хотя и приносят больше вреда, чем пользы? Руководители серьёзных учебных заведений давно задаются этим вопросом. Алексей Шукшин:

– Дело в позиции нашего родного государства. Она мне просто непонятна. Ведь о чём речь? О том, что тысячи и тысячи людей в стране ежегодно гибнут на дорогах. Государство вроде бы очень сильно этим обеспокоено, и в то же время делает какие-то умопомрачительные послабления в части лицензирования автошкол. С прошлого года введён упрощённый порядок получения лицензии. Достаточно подать заявление – школа появилась и действует. Но вот вопрос: как действует? Мы знаем множество примеров, когда эти, с позволения сказать, учебные заведения имеют всего лишь арендованную комнату, подержанного жигулёнка и пару плакатов с изображением уличных перекрёстков. Какие там тренажёры, автодромы, специальное оборудование, современные технические средства обучения, на которые, к примеру, наш комбинат тратит солидные средства? В результате халтурного обучения за рулём автомобилей оказываются сотни водителей-недоучек. Они-то, в основном, и “наводят шорох” на дорогах...

Но комфортные условия лицензирования – ещё не всё. Дело в том, что сегодня закрыть даже самое откровенно халтурное учебное заведение чрезвычайно сложно, если не невозможно. Целый год после открытия новой автошколы её нельзя проверять. Даже если будет совершенно очевидно: здесь не учат, а “срубают бабки”. Вот и получается: любой проходимец может открыть автошколу и целый год действовать по принципу: что хочу, то и ворочу. А через год открыть ещё одну, и всё начать сначала...

Мне кажется, суть ещё и в том, что государство исходит из ложного посыла: бизнес в сфере подготовки водительских кадров точно такой же, как любой другой. Но это не так. Это особый вид бизнеса, и “особость” его как раз в том, что за ошибки, за халтуру и недобросовестность приходится платить ни в чём не повинным людям. В том числе самой жизнью. Надзорные органы всё это видят, но ничего не могут сделать. Потому что законодательная база не позволяет, потому что это почему-то называется “кошмарить бизнес”. Да иных представителей этого бизнеса надо не просто кошмарить, а кошмарить по полной программе!

Возникает вопрос: что можно сделать на региональном уровне? Ведь “правила игры” задаёт Москва. Никакой областной парламент не вправе издавать местные законы и правила, противоречащие законам и правилам федерального уровня. Скажем, изменить условия лицензирования учебных заведений. А любой местный контролирующий орган не может провести неплановую проверку в подозрительной автошколе, потому что его самого могут за это “откошмарить” за самоуправство...

И всё же возможности влиять на ситуацию на региональном уровне есть. В этом абсолютно убеждены многие участники состоявшегося в областной Думе совещания. Взять те же проверки учебных заведений. Ведь они могут проводиться в принципе когда угодно – по жалобам и обращениям граждан. Сегодня слушатели водительских курсов никуда с жалобами не обращаются. Но значит ли это, что они всем довольны? А может, просто не представляют, какой должна быть настоящая автошкола? Или не знают свои права? Поэтому работа по информированию населения, в том числе в плане повышения юридической грамотности – это большое поле деятельности. Правда, нужно учитывать, что многие автолюбители идут в халтурную автошколу исключительно из-за её дешевизны. Что ж, с этим фактором нельзя не считаться, а выход опять-таки в грамотной разъяснительной работе. Люди должны знать, почему “дешёвая” школа – плохая школа. Если вас учат за копейки, то и знаний вы получаете на те же копейки. И самое главное: садясь с таким “багажом” за руль, вы подвергаете огромной опасности и свою жизнь, и жизни окружающих.

Вести масштабную разъяснительную работу такого рода взялась недавно созданная общественная организация – “Союз автошкол Тюменской области”. (Кстати, именно она явилась инициатором проведения парламентских слушаний). Пока в ней не так много учебных заведений – одиннадцать. Но застрельщики уверены: в самом ближайшем будущем ряды “Союза...” значительно пополнятся. Они искренне уверены в том, что объединение, условно говоря, “порядочных” учебных заведений может оказывать влияние на другие заведения, интересы которых совсем иного рода. Организаторы “Союза...” настраиваются на достаточно длительную и кропотливую работу в этом направлении. Кстати сказать, начать эту работу запланировали уже на этих парламентских слушаниях. Были приглашены руководители всех автошкол области с целью вызвать их на откровенный разговор. Они должны понять наконец всю безнравственность халтурного подхода в деле подготовки водителей. Ведь побочный эффект (с абсолютным знаком минус) такой деятельности – недоучившиеся водительские кадры, которые в основном и создают аварийные ситуации на дорогах, калечат и убивают людей. И не только понять, но и принять свою ответственность за творящееся на дорогах безобразие. Но пришли на мероприятие далеко не все руководители автошкол. Что ж, и в этом есть положительная сторона: стало ещё яснее, кто есть кто в тюменском “автоучебном” бизнесе.

Поскольку уже сейчас понятно, что не все руководители школ-однодневок добровольно откажутся от возможности зарабатывать лёгкие деньги, то надо думать о способах их “принуждения к миру”. (Вполне корректное сравнение, ведь от действий халтурщиков, как на войне, гибнут люди). Большие надежды в этом плане возлагаются на областных депутатов – через них “Союз автошкол” планирует выступать с законодатефльными инициативами, вплоть до обращений в Государственную Думу. И первым, по-видимому, будет обращение с просьбой изменить условия лицензирования автошкол.

У областного “Союза автошкол” есть и другие конструктивные предложения, направленные на совершенствование системы подготовки водителей. Например, такое: необходимо в законодательном порядке установить минимальную границу стоимости обучения в автошколе. Эта мера заставила бы школы-однодневки либо заниматься организацией образовательного процесса всерьёз, в том числе строго придерживаться требований учебной программы, использовать необходимые средства обучения и т. д.; либо... сходить со сцены. Ещё одно предложение касается усовершенствования системы подготовки водительских кадров на профессиональные категории D, С и Е через Центры занятости населения. Сегодняшняя практика: Центры занятости устраивают среди автошкол конкурсы на право попасть в эту программу с участием бюджетного финансирования. Соревнование идёт не по принципу “у кого качественнее организован процесс обучения”, а по принципу “у кого дешевле”. Тем самым, считают члены “Союза автошкол”, государство напрямую поощряет халтурщиков. А предложение простое: от таких псевдо-конкурсов надо отказываться.

В ходе слушаний было высказано немало других предложений, направленных на повышение качества подготовки водителей. Многие, к примеру, за утверждение на законодательном уровне чётких и жёстких стандартов обучения для всех автошкол, в которых должно быть прописано всё до мелочей, вплоть до того, какие технические средства должна иметь каждое учебное заведение. Именно отсутствие таких стандартов позволяет обучать навыкам вождения и теории “вприглядку”. Насчёт демпинга – почему бы его просто не запретить? И ввести такую законодательную норму: каждый факт демпинга считать поводом для проведения внеплановой проверки. Ещё важный момент: конечно, надо платить людям, занимающимся подготовкой водителей, мастерам и преподавателям автошкол, адекватную их тяжёлому труду зарплату. Нынче эта зарплата мизерная, оттого ощущается острая нехватка преподавательских кадров, что опять-таки сказывается на качестве образовательного процесса...

По мнению Алексея Шукшина (который является одним из инициаторов создания “Союза автошкол Тюменской области”), роль этой общественной организации может стать весьма существенной.

– Деятельность нашего “Союза...” будет осуществляться в тесном взаимодействии с надзорными органами. Скажем, мы можем попросить руководителя какой-то автошколы скорректировать свою учебную деятельность, привести её в соответствие с нормативами и правилами. А если это не поможет – внести соответствующее представление в ту же прокуратуру. Далее: общими усилиями будем продвигать и рекламировать школы, которые являются членами “Союза...”. И прежде всего на собственном сайте “Союза...”, который недавно создан, а также в печатных и электронных СМИ области. Тюменцы должны знать, в каких именно школах они смогут получить не урезанные, а полные “автомобильные” знания и умения. Считаю, что ничего зазорного в такой рекламе нет: она отражает то, что есть на самом деле. Одновременно мы будем рассказывать всю правду о псевдошколах – это уже своего рода антиреклама... Допустим, публиковать сводки: как выпускники всех автошкол сдают экзамены в ГИБДД. Даже по одним этим сводкам будет понятно, кто чего стоит, и для многих тюменцев-автолюбителей сам собой отпадёт вопрос: “Куда пойти учиться?”

Автор: Влад ГРАННИК