Мать-водица – всему царица!
Мы, юные исследователи из Емуртлинской средней школы, в своей статье хотим рассказать о роли реки в жизни человека (на примере литературных произведений) и о том как сохранить малые реки. Нас очень волнует этот вопрос. Ведь первое из природных богатств, с которым встречаются в своей жизни люди, это вода. Она становится неразлучным спутником человека с момента его появления на свет до последнего дня.
Поэтому нам далеко небезразлично состояние природного окружения в непосредственной близости от нас, ведь природа принимает самое активное участие в человеческих делах. По рекам селились племена, возникали сёла и города. Реки кормили и поили людей, были естественной преградой от врагов. Это донесли до нас многие мастера художественного слова в своих литературных произведениях: М. Пришвин, В. Бианки, Н. Гоголь, Н. Некрасов, В. Астафьев и многие другие. Природа участвует в поступках людей, помогает формированию мировоззрения героев.
Так вспоминает поэт Н. А. Некрасов Волгу, где прошло его детство:
«О, Волга!...колыбель моя
_ Любил ли кто тебя, как я?»_
Эти строки передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой.
А как многообразна и естественна природа у Н. Гоголя.Вся величавая красота, ширь и глубина души выражены в образе Днепра.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы воды свои. Не зашелохнет, не прогремит…Пышный! Ему нет равной реки в мире…».
Днепр описывается в необычайно красивых ярких красках: голубая зеркальная дорога, серебряная струя, синие тучи. Днепр у Гоголя – былинный образ могущества и красоты Отчизны, образ безграничной шири, несравненного величия. Но не во всех произведениях мы наблюдаем красоту и мощь реки, есть описание моментов, когда человек бывает равнодушен к природе. В рассказе Е. Носова «Кукла» писатель, описывая реку, говорит: «Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепочки, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта».
Разве не человек повинен в том, что в реке оказывается столько мусора? Таким образом человек постепенно губит родную природу и остаётся на земле всё меньше и меньше мест, вызывающих радость и восхищение. В рассказе Носов с горечью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше.
Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает всё, что совсем недавно жило и развивалось. Погибающая природа – на совести человека.
Носов убеждает нас, читателей, в том, что люди утратили в себе что-то очень важное, забыли о своём долге перед природой.
Много рассказов, стихов посвящено и малым рекам, которые сегодня находятся на грани вымирания: они мелеют, много нечистот уходят в наши реки.
Не говори мне «малая река»,
Река она и есть река. Любая.
Над нею тоже ходят облака.
Зелёная она иль голубая.
И тот же ветер – некий чародей –
Волшебничает с легкою водою.
_Нет малых рек. _
Все реки для людей.
Не исключение тому и наша речка Емуртла, которая имеет общую протяжённость 114 км и является правым притоком реки Тобола. Ширина реки на разных участках колеблется от 7 до 35 м. Глубина – от 20 см до 5 метров. Название «Емуртла» по одной из версий произошло от татарского слова, означающего «черёмуха», и, действительно, по берегам реки очень много зарослей черёмухи. Сегодня она, как большинство рек, страдает от неразумного поведения людей. А ведь несколько лет назад мы могли вечером полюбоваться тишиной и закатом, который отражался в реке, а жарким летом могли искупаться в чистой прохладной воде. А теперь?
Бросают в речку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру!
Пора давно нам исправляться,
Пора природу уважать!
Мы отразили свои размышления о судьбе родной реки и понимания того, что мы должны охранять и оберегать наши реки. Ведь они поят города и сёла, дают воду полям. На их берегах мы получаем заряд бодрости и здоровья.
Поэтому мы ПРИЗЫВАЕМ всех жителей района стать активными защитниками природной среды. Для этого нужно:
– соблюдать правила поведения на берегу рек, водоёмов;
– не мыть машины около рек и не гонять скотину по водным источникам;
– не распахивать земли вблизи рек.
И предлагаем:
– засадить берега рек деревьями и кустарниками, так как корни деревьев укрепляют берега;
– запретить свалку мусора в реки и на их берега;
– создать группу экологов, которые будут выявлять нарушителей.
Ведь именно от нас зависит, какой будет природа завтра!
Юные исследователи Емуртлинской школы: Анастасия Квинт, Наталья Федотова, Дарья Готфрид, Ирина Холманских, Никита Игнатенко, Александр Трапезников.