Дефицит кадров – проблема для сельского хозяйства повсеместная. Не хватает людей рабочих специальностей, нет специалистов.
– Вот уйдут на пенсию те, кому за 50, – кивали руководители в сторону своих помощников в разговоре со мной, – и заменить их будет некем.
На этом фоне приятным и, увы, редким исключением была встреча с молодым агрономом агрофирмы «Новоселезнёво» Александром Сергеевичем Петровым. Созванивалась я с ним несколько раз, поскольку то дождь, то поломка его машины переносили наш выезд на поля. У меня сразу сложилось впечатление, что это деловой (мой звонок заставал его то в Новоселезнёво, то в Грачах, то в Ишиме) и обязательный (коли обещал– выполнит) молодой человек. Личная встреча с ним не разочаровала. «Такой же беспокойный и приветливый, как и его отец Сергей Петрович», – сделала я вывод.
– А в Новоселезнёво мы сев уже закончили, – говорит он, – придётся Вам ехать в Грачи.
В Грачи так в Грачи. И для меня, и для незаменимого и безотказного нашего редакционного водителя Анатолия Ивановича разницы нет.
Для молодого агронома это вторая посевная.
– А чем прошлогодняя от нынешней отличается? – спрашиваю у него.
– Погодными условиями, – отвечает.
И, видимо, из скромности умолчал о том, что прошлогодней посевной в первую очередь занималась Т.С. Петрицкая, главный агроном агрофирмы. В этом году обстоятельства сложились так, что А.С. Петрову пришлось брать всё на себя. Сомнений нет – он справится.
И вот послышался гул трактора. Мы подъехали к полю, где шёл сев пшеницы, на дороге увидели автомобиль «Урал» с семенным зерном. Идём знакомиться с водителем.
– Юрий Алексеевич Юшкевич, – представляется мужчина и просит показать, как вышел на снимке, а потом, смеясь, рассказывает:
– Сегодня-то я быстро доехал до места назначения, а вот прошлый год плутал, да и немудрено. Грачёвские поля (в отличие от просторных новоселезнёвских) расположены среди лесов и болот, и не сразу сориентируешься и найдёшь нужную дорогу. Тем более что работаем мы на них недавно. И зверя здесь больше. Видел следы кабанов, встретил лисицу.
– Жаль, земля здесь сильно истощена, поля засорены, – подключается к разговору агроном.– Агрофирме уже третий год приходится тратить на их улучшение большие средства.
И видя, что к нам приближается один из тракторов, разъясняет мне:
– Мы используем здесь стерневые сеялки. К «Кировцу» новой модификации (К-744) подцеплен посевной комплекс «Кузбасс». Чтобы производительность была выше, организовали его работу в две смены.
Жестами просим тракториста остановиться. Здороваемся, спрашиваем о настроении, я делаю снимок. Всё быстро, понимая, что спешат мужики, на долгое общение у них времени нет.
– Домой-то механизаторы когда приедут?– уточняю у Александра.
– А они со временем не считаются, – отвечает, – на тех полях работали и до 9, и до 10 вечера. Настала горячая пора! В Грачах нам надо засеять 3,5 тысячи гектаров.
Но вот выехал из-за леса ещё один трактор и остановился в сторонке. Выскочивший из кабины тракторист фотографироваться отказался. Вижу– расстроен. Агроном спешит узнать, в чём дело. Оказывается, лопнула растяжка сцепного устройства. А.С. Петров по мобильнику вызывает стоящую неподалёку на полевом стане походную мастерскую, и сварщик выезжает, чтобы исправить поломку.
А когда мы с редакционным водителем отправились домой, то встретили на подъезде к Дубынке машину главного инженера агрофирмы С.Г. Петрова. «Видимо, мчится узнать, что там случилось», – предположили мы.
Очередная встреча с полеводами (как и все предшествующие) – людьми простыми, бесхитростными, доброжелательными и работящими – оставила тёплый след в душе и желание сказать о них побольше добрых слов.