От Байкалово до деревни Ирек, как говорится, рукой подать - нет и двух километров. Деревенька красивая и тихая, в зелени утопают дома, и при въезде в неё только равнодушный человек не заметит чистоту улиц и буйное цветение черёмухи в палисадниках. Нет ни одного ветхого жилища с заколоченными окнами, значит, в список неперспективных деревень Ирек не попал ни в семидесятые, ни в девяностые годы. Здесь во все времена жизнь била ключом благодаря людям, которые от корней своих деревенские и трудолюбивые.
Кто здесь главный?
Улицы безлюдны. Спросить, где живёт староста Ирека Абдулхай Ахатович Юмашев, не у кого. На-конец-то показалась из-за угла бойкая старушка и пояснила:
- А что вы хотите? Все при деле: кто на ферме, кто на собственном огороде, ведь жаркое время для селян наступило. А староста-то наш в Байкалово работает, там его и найдёте. И Гульбара Хатыповна на ферме или в конторе в Байкалово. Так что езжайте туда.
Бабуля, как справочное бюро, всё знает. Быстренько ответив на наши вопросы, она тоже побежала на огород. А мы поехали на центральную усадьбу искать Абдулхая Ахатовича и Гульбару Хатыповну, которые, по мнению ирековцев, представляют местное самоуправление в деревне.
…Должность старосты Абдулхай Ахатович исполняет, конечно же, на общественных началах, совмещая её с основной работой начальника учебного центра в Байкалово. 15 лет он возглавляет учреждение, из стен которого выходят классные водители, трактористы, бульдозеристы. На обучение едут из соседнего Ярковского района, потому что цены здесь ниже.
Мы встретились с Абдулхаем Ахатовичем в центре, когда у него был небольшой перерыв, но о делах своей деревни он рассказывал не торопясь и обстоятельно.
-
Почему, спрашиваете, наша деревня процветает по сравнению с другими? Нам посчастливилось сохранить основное производство: на ферме в Иреке есть рабочие места, а этот факт в экономике сегодня самый важный.
О своей общественной работе Абдулхай Ахатович много не говорит, хотя опыт у него большой.
-
Помню, старостой меня выбирали всей деревней. Это было в 1997 году. Потом с реформированием самоуправления о старостах вроде как забыли, но я-то не прекращал своих полномочий все эти годы, - рассказывает Абдулхай Ахатович. - Тут недавно наш глава Сергей Филиппович приезжал. Вот я ему и сказал, что старосту надо бы избрать. А он и говорит: «Так тебя уже народ избрал, давай работай».
-
На сходе всем деревенским миром решаем, как навести уют и красоту, где отыскать средства, ведь денег в бюджете поселения, как всегда, нет. Тут уж каждый старается привести в порядок усадьбу своими силами да сделать лучше, чем у соседа. Вот так и наводим порядок, - улыбаясь, продолжает староста.
Сегодня в Иреке есть и вода, и нормальное уличное освещение, и дороги не разбиты. Взялся староста и за обустройство кладбища. Душа у него болит за всё, потому что здесь он родился, вырос. У Абдулхая Ахатовича большая семья, трое детей, внуки. Своё родовое гнездо, как считает староста, надо держать в порядке, каких бы усилий это не стоило. А ещё он говорит, что, если бы не сельский депутат Гульбара Хатыповна Юмашева, с которой они рука об руку работают, может, деревня и не была бы таким крепышом.
- Так что, кто из нас главный, - улыбается староста, - надо ещё посмотреть.
В одной упряжке
Гульбару Хатыповну Юмашеву в конторе не нашли. Человек она очень занятой. Возглавляет сельскохозяйственный заку-почно-потребительский кооператив и является главным зоотехником в ООО «Рассвет».
…Когда уже прощались с А.А. Юмашевым, он посмотрел в окно и сказал:
-
Да вон Гуля бежит. Однако, в администрацию. Сейчас я её приглашу на встречу и продолжим беседу.
Гульбара Хатыповна и вправду бежала. Вся какая-то лёгкая, улыбающаяся, её выразительные завораживающие глаза, как искорки, горели на красивом лице. Увидев нас, она заулыбалась и, приветливо поздоровавшись, заметила:
-
Так вот кто меня с утра пораньше искал! Знаете, день сегодня какой-то суетный: то в одно место бегу вопросы решать, то в другое.
…Разговор о деревне продолжился сам собой.
-
Вот спрашиваю себя иногда: «Ну почему меня никогда не тянуло в город?» – задала вопрос Гульбара и сама на него ответила:
-
Не могу и часа находиться в городской суете. А потом я от корней своих деревенская, так же как и Абдулхай, и все наши ирековские жители. Ведь в те смутные времена, когда рушились деревни, закрывались школы, фермы, из Ирека почти никто не уехал. А самое главное, мы сохранили сельхозпредприятие и дали людям возможность работать. Да и куда ехать, если у меня самая деревенская профессия – зоотехник. Вся жизнь моя прошла в колхозе имени Ленина. Здесь, в Иреке, я родилась, училась и после окончания сельхозинститута вернулась сюда на работу. Мне каждое поле родное, каждая тропинка знакома.
О том, какой классный Гульбара Хатыповна организатор производства и специалист своего дела, наша газета не раз писала. Она действительно везде успевает и всё умеет.
-
Вы знаете, я даже представить не могу, чтобы деревня наша опустела. Почти в каждом доме по пять, шесть ребятишек было. Да и сейчас молодёжь рожает, потому что есть перспектива на жизнь. Правда ведь, Абдулхай? – рассказывает Гульбара, то и дело обращаясь к старосте. - На нашей Ирековской ферме 200 голов и работают там в основном молодые. Дети заменили своих родителей. Многие ребята овладели профессией механизатора и успешно трудятся на полях «Рассвета». Вот поэтому и не развалилась наша деревня. Конечно, мне как депутату одной трудно было бы решать все социальные вопросы, но староста у нас человек ответственный и работаем мы с ним в одной упряжке.
-
А что не жить в деревне? - рассуждает Гульбара Хатыповна. - Вы видели, сколько скота пасётся на лугах? Это бурёнки наши, ирековские. Я не ошибусь, если скажу, что почти каждая семья держит скотину. Только за 2011 год личные подворья Ирека сдали 75 тонн молока. А это немалое подспорье к семейному бюджету.
Например, молодая семья Марселя Рахимзянова построила дом, держит в своём хозяйстве три коровы, лошадь. Начинает строительство молодая семья Фархата Абдубакова.
Обо всём этом Гульбара говорила с нескрываемой гордостью.
И помахала крылом лебёдушка
Со всеми проблемами жители Ирека идут к депутату Гульбаре и старосте Абдулхаю зная, что они обязательно помогут. И неважно, будет это вопрос заготовки кормов, завоза комбикормов, организованного выпаса скота.
- Всё мы решаем на сходах. Собираем их часто. А как же иначе? - продолжает разговор Гульбара. – Вот недавно собирали народ по пожароопасной ситуации. Распределили обязанности, назначили ответственных и, конечно же, людей предупредили строго-настрого не жечь траву и не разводить огородный пал. На сходе народ ежегодно выбирает и пастуха, так что скот у нас по деревне не бродит.
Не так давно у нас стояла проблема обустройства кладбища. Абдулхай занялся решением вопроса. Привёл в порядок захоронения, обустроил кладбище.
Всё у нас делается организованно. Ежегодно нам подвозят комбикорма по более низкой цене, чем в других поселениях. Это тоже мы со старостой нашли каналы. В деревне очень многие держат бройлерных кур, поэтому организуем завоз цыплят с бройлерной птицефабрики. Так что жить в Иреке можно богато - только не ленись, работай.
А после работы есть где отдохнуть. Здесь действу-ет хороший клуб. Знаменитый ансамбль наших бабушек прославился на всю область, да и молодёжь успешно выступает на районных конкурсах.
-
Неужели нет никаких проблем у старосты и депутата? - спрашиваю Абдулхая и Гульбару.
Они улыбнулись и почти в один голос сказали:
-
Да как же без них! Одни решаем, другие появляются. Ведь жизнь-то продолжается. Надо вот детс- кую площадку обустроить. Часть дороги от деревни Сорокиной до Ирека неисправна - надо поднимать этот вопрос на думе. А ещё хотим восстановить нашу мечеть. Так что дел у нас невпроворот.
Гульбара Хатыповна чуть задумалась и спросила:
-
А вы видели деревню красивее нашей? - и, не дождавшись моего ответа, сказала: - Нет такой. Утром встаю рано, а солнышко - вот оно. Соловей запел, и лебёдушки пролетели на озерко. Как не любить такую деревню с её величавой природой и людьми, добрыми и красивыми душой. Так что без деревни нам не жить. Правда ведь, Абдулхай?
Галина Гребенщикова, фото автора