В марте т.г. по заданию департамента образования во всех территориях области, в том числе и в нашем районе, было проведено тестирование на «Выявление уровня развития толерантности среди всех учащихся 7 – 10 классов».
Предыстория этого глобального исследования такова: в мае прошлого года в региональном парламенте состоялся «круглый стол» по теме «Средства массовой информации и духовно-нравственное здоровье общества». В итоге были приняты и утверждены рекомендации всем ведомствам, службам, общественным объединениям, религиозным организациям, причастным к формированию толерантности, духовно-нравственного климата, направленного на поддержание этноконфессионального согласия, патриотических настроений, распространение принципов нравственности и духовности. Образовательным учреждениям было предписано выявить уровень толерантности внутри подростковых групп.
Выполняя это задание, департамент образования запланировал на февраль-апрель нынешнего года проведение пяти социологических опросов среди субъектов образовательного процесса. Одно из них - с целью выявления толерантности в подростковой среде.
Тестированию подвергли 769 учащихся 7 – 10 классов 23 общеобразовательных учреждений и Зареченской коррекционной школы, что составило 88% от общего числа обучающихся. Обработку полученной информации произвела группа психологов центра «ГРАТИС», используя отечественный и зарубежный опыт в этой области. Экспресс-опрос позволял продиагностировать этническую толерантность (отношение подростка к представителям других этнических групп), социальную (отношение к представителям других социальных групп) и толерантность как черту личности (его установки, убеждения, которые определяют отношение человека к окружающему миру).
Кроме того, полученная информация позволяет сделать вывод о степени и уровне общей толерантности (групповой) среди классных коллективов каждой школы, в целом по школе и средний показатель по району. На них мы и остановимся более подробно.
Общий уровень толерантности в целом по школам района оценен 87,4 баллами. Шкала же оценки такова:
22 – 60 баллов – низкий уровень,
61 – 99 баллов – средний,
100 – 132 балла – высокий.
Показатель оценки терпимости к чужому мнению, верованиям и поведению, таким образом, в школах района благополучен. Он свидетельствует о сочетании как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях поведение может быть толерантным, в других могут проявляться иные качества.
Уровень толерантности скорее близкий к высокому, чем к среднему, показали все классные коллективы Бегишевской, Второвагайской, 8, 9, 10 классы. Карагайской, 8,9 классы Курьинской, 7, 8,9 классы Тукузской школ, высокий уровень отмечен у школьников 8 и 10 классов Пеорвомайской школы (в 7 и 9 классах - скорее высокий, чем средний). Первомайская школа имеет в этом смысле лучший по району показатель.
Групповая оценка выявленного уровня терпимости в классных коллективах и школах в целом особых тревог, кажется, не должна вызывать, хотя есть классные коллективы с близким к пограничному между низким и средним показателем.
Семь школьников из 769 обследованных (из Вагайской, Черноковской, Абаульской, Казанской, Дубровинской школ) названы пофамильно как обладатели низкого уровня этих качеств.
Утверждать об абсолютной непогрешимости и достоверности проведенного социологического исследования было бы, вероятно, ошибочно, потому что на его результатах могло сказаться безразличие, психологический инфантилизм некоторых подростков, тем не менее в любом случае они дают пищу для размышлений о состоянии духовно-нравственного, патриотического воспитания в школах района.
Чем же вызвана необходимость этого исследования?
Хотя, по мнению и.о. заместителя председателя комитета по делам национальностей областной администрации Э. Джафарова («Тюменские известия» №80 от 16 мая 2012 г.), наш регион выгодно отличается от других субъектов, входящих в УРФО, тем не менее в сфере межнациональных отношений наблюдается некоторый рост напряженности. В качестве доказательства он привел пример инцидента, произошедшего недавно в Тюмени и дошедшего чуть ли не до прямого столкновения представителей кавказской молодежи и славянской.
«Прежде чем убеждать, мы должны научиться разговаривать с ними (подростками – авт.) на их языке, выслушать их, узнать, чего они хотят», - сказала на «круглом столе», проходившем в областном парламенте в мае нынешнего года, Т. Белоконь, депутат областной Думы.
Ишмухамет ГАЙСИН