Медиакарта
10:09 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дмитрий Петровский: «Подъем у отрасли не за горами!»

Дмитрий Петровский: «Подъем у отрасли не за горами!»
11:08 | 09 июня 2012
Источник:

За последние годы на фоне обилия обсуждаемых политических и социально-экономических тем о легкой промышленности, в частности, говорилось незаслуженно мало.

Наверное, только люди старшего поколения помнят, что эта отрасль в структуре экономики Союза была одной из ведущих. Кстати, в молодые годы ткачихами были такие знаковые для эпохи СССР фигуры, как космонавт Валентина Терешкова, певица Людмила Зыкина, министр культуры Екатерина Фурцева. Что же происходит в отрасли сегодня? За разъяснениями наш корреспондент обратился к председателю Ассоциации предприятий легкой промышленности Тюменской области Дмитрию Петровскому.

– Дмитрий Анатольевич, у каждой отрасли есть свои спады и подъемы. В какой точке нынче находится легкая промышленность страны и нашего региона в частности?

– На мой взгляд, легкая промышленность и страны, и региона пока еще в стадии спада. Но дно где-то уже близко. Этот процесс начался сразу же после развала Союза и продолжается вот уже двадцать лет. Конечно, были периоды подъема, к примеру, после 1998 года – резко вверх, но после 2003 года с укреплением рубля последовал очередной спад. Всякая промышленность держится на четырех китах. Это сырьевая база, технологии, оборудование и сбыт. По всем четырем позициям у нас сегодня силы ослаблены.

– Как переломить ситуацию?

– Выскажу свою точку зрения. Главная причина происходящего в том, что в стране отсутствует стратегия развития легкой промышленности как таковой. Да, в структуре Министерства промышленности и торговли существует департамент лесной и легкой промышленности. Но там работают всего два человека. На недавнем совещании в Москве вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал, что при заключении контрактов по гособоронзаказу предпочтение лучше отдавать российским предприятиям. Ведь не секрет, что пару лет назад в Вооруженных силах России была введена новая форма, и армия в ней замерзла. Газета «Коммерсантъ» в одной из статей выдвинула в наш адрес необоснованные обвинения, дескать, российские «легковики» заморозили армию. Хотя мы никакого отношения к этому не имеем. Текстиль и утеплитель – китайские. Я присутствовал на этом совещании и сказал так: «Давайте определимся, нужна нам эта легкая промышленность или нет? Если нужна, то создадим дееспособный отраслевой департамент. Второе. Необходимо учредить рабочую группу из директоров действующих предприятий, с привлечением российских и зарубежных специалистов. Эта группа должна написать стратегию развития легкой промышленности на ближайшие пять-десять лет. И после этого надо попасть на прием к премьер-министру с готовыми документами». К сожалению, разговора не получилось.

По моему глубокому убеждению, отрасль стране нужна. Россия самая холодная страна в мире. У нас миллионная армия. И если бригада выходит на учения, а через час она уже небоеспособна в связи с качеством обмундирования, то это вопрос непраздный.

В последнее время в СМИ обсуждается следующий тезис: «Давайте выращивать техническую коноплю, и из нее делать форму солдатам». Причем на это собираются выделять какие-то деньги. Постойте! Не надо изобретать велосипед. Мы уже начали говорить о глубокой переработке наших ресурсов, этот тезис, кстати, звучит в последнем Послании губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Один из известных заменителей хлопка – это вискозное волокно, которое делается из древесины. На производство сырья не влияют ни политика, ни жара, ни холод.

– А что касается технологий, оборудования, сбыта?

– Понимаете, в чем проблема. Наши силовые структуры и население хотят, чтобы ткани и одежда выглядели, как на Западе. Но без модернизации, вернее, даже без строительства новых производств, ничего не получится. Невозможно на АвтоВАЗе производить «мерседесы». У нас в стране не осталось ни одного завода, который бы выпускал химические волокна. Мы вынуждены закупать их за пределами Российской Федерации – в Белоруссии и дальнем зарубежье. Поэтому надо строить новые современные предприятия – с прицелом на 40-50 лет вперед. Что и как делать со сбытом тоже понятно. Можно взять пример с Китая. Там десять ведущих торговых сетей – чисто китайские. И законом установлено, что продукция, которая продается в этих сетях, должна быть на 60-80 процентов китайского производства. У нас же сегодня в РФ везут, что хотят и как хотят.

Почему я везде говорю о важности легкой промышленности? Потому что это не просто текстиль, одежда, обувь. Это еще и здоровье нации. В наших климатических условиях с резкими перепадами температур, ветрами, влажностью люди должны хорошо одеваться. Мы тратим огромные средства на реализацию нацпроекта «Здоровье». И в то же время одеваем наших граждан из рук вон плохо. В скором времени мы выйдем на арктический шельф. В тяжелых природных условиях будем добывать нефть и газ. И на что мы их будем менять? В половине случаев – на стеклянные бусы, маечки и шортики?

– «Тюмень – центр легкой промышленности России. Создание в Тюмени инновационного центра легкой промышленности». Насколько амбициозен и реален этот проект, который когда-то у нас обсуждался?

– Хочется отметить, что в Тюменской области, как нигде, предприятиям легкой промышленности оказывается большая помощь. Это и субсидии, и льготное кредитование, и компенсации затрат. В этом плане департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства, его руководитель Вадим Шумков делают очень многое. Сегодня на территории области мы производим одежду, обувь, ткани, одеяла, подушки, матрацы, домашний текстиль. По цене и качеству они конкурентоспособны с любой западной продукцией. Есть неплохие современные предприятия. К примеру, фабрика «Профиль», которая шьет одежду для нефтяников и газовиков. Там очень высокий уровень производства, слаженный коллектив.

На мой взгляд, серьезные перспективы у отрасли в регионе появляются с пуском Тобольского завода по производству полипропилена. Нужно просто немного подождать. В чем я вижу эту перспективу? Опять же не надо изобретать велосипед. Мировая практика показывает, что если где-то в регионе появляется крупный завод по производству сырья, то, хотим мы этого или не хотим, срабатывает мультипликативный эффект: рядом начинают появляться перерабатывающие производства. Двадцать пять процентов полипропилена в мире используется в текстильной промышленности.

Такое же большое будущее и у текстиля. В чем оно состоит? Мы знаем, что наши с вами ресурсы исчерпаемы. Добывать их становится все дороже. И в принципе существуют расчеты, какой ресурс к какому году закончится. Это касается и металлов, и углеводородов, и других природных богатств. Во всем мире, и у нас в России в том числе, предусмотрительно ведутся исследования по использованию ткани, как продукта, который удешевляет производственные цепочки в ряде отраслей. Так называемый технический текстиль позволит выпускать изделия самого разного назначения дешевле, легче, качественнее. Я говорю о геотекстиле и композитных материалах. Уже сегодня ясно, что будущее авиастроения за композитами. Уже сейчас качество дорог зависит от того, лежит внизу геотекстиль или нет. О многих вещах мы просто не подозреваем. На производство одного автомобиля идет до шестидесяти килограммов полипропилена. Из них примерно треть – это чистый текстиль, шумоизоляция, обивка кресел и прочее.

Я тут как-то на досуге делал следующие расчеты. Тобольск начинает выпускать полипропилен. Чтобы упаковать 500 тысяч тонн, потребуется соткать 20 миллионов мешков. К 2017-2018 годам завод в Тобольске выйдет на максимальную мощность, это еще два миллиона тонн. Надо будет 100 миллионов мешков. Но для того чтобы их соткать, прежде надо получить нить. Ее производство можно организовать в Тюменской области, недалеко от завода – это и дешевле, и удобнее. Так ведь?

Все богатства у нас под рукой. Поэтому нужно просто разработать стратегию и начать по ней двигаться, комплексно решая вопросы сырья, технологий, оборудования, сбыта. И тогда легкая промышленность пойдет в гору.

Кстати, знаете, откуда пошло это выражение: «легкая промышленность»? Предположительно, нарком Киров назвал ее так в 30-е годы. Он говорил: «На ней легко делать деньги». И был прав: легкая промышленность дает более быструю отдачу, нежели тяжелая.

– Проявляют ли к данной отрасли интерес инвесторы?

– Просто так они к нам не придут. Нужны условия, новые проекты, новые подходы. Если у нас будет программа по глубокой или частичной переработке сырья, думаю, вот тогда они придут и вложатся.

– Вы закончили Московскую текстильную академию. Насколько у нас актуальна проблема кадров, которые могли бы трудиться в отрасли?

– Сегодня очень быстро развиваются технологии. Так что о кадрах я бы не беспокоился. Любая личность под четко сформулированные задачи подберет себе необходимые кадры. Основная проблема – в качестве образования. Кадры есть, но уровень их подготовки оставляет желать лучшего.

– Дмитрий Анатольевич, в канун вашего профессионального праздника хочется пожелать отрасли процветания, а вам дальнейших успехов!

– Спасибо! И я со своей стороны хочу поздравить всех работников легкой промышленности. Выразить слова признательности ветеранам отрасли, пожелать им крепкого здоровья, семейного благополучия! Пусть они берегут себя. Мы очень гордимся тем, что эти люди сделали для всех нас. С праздником, дорогие коллеги!

Автор: Вячеслав ДЕВЯТКОВ, Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/