Селу Бегишево есть чем гордиться. Корни у него глубокие и крепкие. Как ни подсекали их войны за четыреста с лишним лет, как ни выворачивали «костоломные» реформы, а живительная их сила не иссохла, не потерялась. Вот и очередной кризисный ураган, что пронёсся по всей Европе и по нашей стране, ощутимо задел глубинку. И опять её людям, как и всем другим на земле, надо думать, как выжить, приспособиться к этим непростым житейским реалиям, как детей поднимать-растить. Эта тема всплывала в каждом разговоре нашем с селянами в недавнюю бегишевскую командировку. Чувствовалось, людям хочется поделиться с родной газетой своими мыслями, своими радостями и бедами.
Первый такой блиц-опрос состоялся у магазина СХПСК «Трансервиссмолоко», который действует не только как торговая точка, но и как закупочный пункт. Попали мы сюда утром, за несколько минут до открытия. У крыльца скопилась небольшая очередь. Кто пришел за покупками, кто с удоем сдать молоко. Вот мы и поинтересовались у селян и прежде всего непосредственных сдатчиков, как идут их экономические дела.
- А наша экономика проста, - вздохнула пожилая женщина, представившаяся Раисой Ильиничной Алексеевой, - это в основном пенсия да кой-какой доход от скотины. У нас две коровы, нетель да пара телят. Живу я с тридцатилетней дочерью и двухлетней внучкой. Зять - «вахтовик», ездит на заработки на Север, но не очень успешно. Нынче ведь везде сокращения и зарплаты срезают.
А.И. Дудникова:
- А мы с мужем оба на пенсии. Я бывший пекарь совхозной пекарни, он бывший связист. Пенсии у того и другого невелики, вот и держимся за хозяйство. Помогаем еще и дочери, которая живет в Вагае. Она медсестра по образованию. Растит ребенка одна. Когда денег отправишь, когда продукты. С попуткой. Спасибо работникам администрации, они безотказно берут эти передачки и доставляют по адресу.
С.А. Быкова, школьный завхоз:
- Без хозяйства жить на селе – это обрекать себя на полуголодное существование. А так, какие бы кризисы ни обрушивались, ты всё-таки защищен.
Л. Раимгулова:
- Про нашу немалую семью, где шестеро едоков, можно определенно сказать: нас спасает подсобное хозяйство. Отец год назад умер. Мамина пенсия 4 тысячи 650 рублей. Плюс пособия на племянников (дети старшей сестры), которая растит их без отца.
Скотины всегда держали много. И в настоящее время на подворье 3 коровы, нетель, три полугодовалых телочки, лошадь и жеребушка, полтора десятка овец. Ну и птица – гуси и куры.
- Это что же выходит - такое огромное хозяйство тянут всего-то три пары женских рук?
Так оно и есть в действительности. Ни сестре, у которой за спиной колледж, ни мне, окончившей Тобольский пединститут, рассчитывать на работу по специальности пока не приходится.
Есть еще два брата. Старший – семейный, живет на Севере. А недавно к нему уехал и младший, который учился в ТВВИКУ, но после второго курса оставил училище.
Отмечу, что все наши респонденты, кроме положительных факторов, что несет крестьянину организованный закуп молочной продукции (не надо думать о сбыте, о том, где приобрести корма. Здесь продаются и сено, и дробленка, и овес, где и как получить при необходимости ссуду), высказывают нарекания, что очень низки закупочные цены: 9 рублей за литр. Тогда как, пройдя определенный круг, этот литр молока вырастает в цене в три раза, а то и больше. И не эти ли низкие цены отбивают у населения всю охоту держать коров? По крайней мере, в Бегишево в предстоящем сезоне на пастбище выйдут всего 45 буренок. А давно ли их было – сотня.
- Причина тут не только в низких закупочных ценах на молоко, - считают ветераны труда супруги Доронины, Анна Семеновна и Василий Петрович. – А в том, что беспокойства много с коровушкой. Её надо доить, рано утром вставать, с молоком что-то делать. Молодым это в тягость.
Сами же Доронины без коровы пока просто жизни своей не мыслят. «Ей и сена лучший клочок, и горбушка хлебца соленого, когда в стайку идешь с подойником». Сено, кстати, Доронины предпочли бы метать в стога, да теперь все – тюки, рулоны, из которых много отходов. И возиться с ними – замаешься. В позапрошлом году еще все же пытались покосить на стожок вручную, но уж силы не те…
Таких же старых понятий и Аркадий Степанович Первухин, который в свои 80 с лишним лет не боится ручной работы. И всякой технике предпочитает живые лошадиные силы. Сено ставит в стога и вывозит корма зимой постепенно на волокушах. О чем нам не без улыбки рассказали в сельской администрации, где работает водителем младший Первухин. Тому это не очень нравится, но ведь батька сына не слушает.
И уж вовсе чудачеством считают в селе привычки В.А. Дозорова, который вообще ни к кому на поклон не ходит. Надо груз какой привезти – запрягается сам в телегу. В чем мы убедились, собственными глазами увидев, как он тянет основательный воз соломы от подворья зятя к своему.
Впрочем, на что нанимать Дозоровым технику, если их доходы, по сути, одна хозяйкина пенсия. А глава семьи безработный. Детей в доме трое. Правда, на голодном пайке они не сидят. Молоко и мясо – свои, ну и также все овощи. Что примечательно, все ребята Дозоровы в школе учатся хорошо, на четверки-пятерки.
Отцу с матерью помогают. Сено ставит семья вручную. Взрослые косят. А готовую кошенину ребятишки потом гребут. И на метке – все вместе.
Кстати, о детях и о демографии. В Бегишево считают, что в этом плане явная положительная динамика. Вот что сказала автору этих строк Г.В. Шахматова, бывший специалист сельской администрации, а ныне многодетная бабушка. По телефону, когда материал готовился к публикации:
- Сейчас, когда стаял снег, и самая высокая улица нашего села – им. Первухина – как магнитом, притягивает всех желающих прогуляться. И особенно мам с детьми. Кого только тут ни увидишь, все возрасты налицо: пятилетки, двухлетки, карапузы в колясках… До чего картина отрадная, аж душа замирает. Сколько лет ведь на наших улицах почти не было малышей.
В селе, как в семье: есть дети – значит род будет продолжен, останутся дети в отчем доме - будет и отчий дом стоять. А уж если съедут со двора, то плохо дело. Но в этом же Бегишево, констатируют учителя местной школы, все реформенные годы шёл сплошной отток молодежи в райцентр, в города и на Север. Но есть и другие примеры. Когда молодые люди решаются связать свою жизнь с родным селом.
У той же Галины Викторовны Шахматовой так поступил сын Андрей, в семье которого двое детей своих и трое приемных. Сам он трудится оператором газовой котельной, жена Татьяна занимается детьми. Получив существенную помощь по программе «Самообеспечение», супруги приобрели дополнительно кой-какую скотину. Держат коров, молодняк, свиней. Построили хороший двор. Одним словом, живут довольно крепко и дружно.
А не так давно вернулась из Когалыма дочь Анна, вместе с мужем и детьми. Купили половину дома, через стенку с семьёю брата, и помаленьку обживаются на новом месте. Зять – электросварщик, работает на Севере вахтовым методом.
Не поехали куда-то на сторону сыновья В.С. Долгих, специалиста сельской администрации. Денис работает на пилораме агрофирмы. Олег, окончив сельскохозяйственный колледж и отдав воинский долг Родине, служит ныне в милиции. Должность его – участковый инспектор. Женат. Двое детей. Мы их, кстати, сфотографировали, совершенно случайно встретив на улице, гуляющих со своей мамой.
А вот о том, что семья участкового попала в государственную программу, строит дом и новоселье уже не за горами, узнали от Веры Степановны при нашей беседе в администрации.
Надо сказать, новостройки в Бегишево – редкость. Все их можно пересчитать по пальцам одной руки. Пять лет назад вошла в свой дом семья учительницы В.А. Сухининой. Три года дому Косинцевых, хозяин которого работает вахтовым методом на Севере, хозяйка, медик по специальности, находится в настоящее время в отпуске по уходу за ребенком. Не так давно поставили в этом же околотке новый дом «молодые» пенсионеры-северяне Костины, «слабая» половина притянула сюда, на свою родину, «сильную». И оба довольны. А более всего – их старенькая мама, ветеран педагогического труда Екатерина Николаевна Доронина, которой требуется теперь постоянный уже догляд и внимание близких.
Медленно, помаленьку, но облик села меняется в лучшую сторону.
Похорошело здание школы, над которым появилась столь необходимая в наших климатических условиях скатная крыша, больше классы не протекают, отчего стены были в потёках. Ослепительно белы окна. И внутри тепло и уют.
Переехал на новое место ФАП, в аккуратный модульный домик.
Преобразилось после евроремонта здание сельской администрации. Осталось обновить штакетник.
Выросло два частных магазина.
Успешно работает частная пекарня.
Перестало походить на саклю бывшее здание сельповского магазина, из красного кирпича, где, так же, как в школе, сделана скатная крыша. Теперь в этом здании в одной половине почта, в другой - сельская библиотека.
Красив и ухожен сквер с двумя его памятниками: участникам Великой Отечественной войны и Герою Советского Союза А.Г. Первухину, уроженцу этих мест.
Есть в селе и детская площадка. Но один существенный минус – место низкое, его топит.
Немало грустных ноток услышали мы по поводу того, что людям негде собраться по праздникам. Дом культуры давно сгорел. И если библиотеке, которая была с ним под одной крышей, место все же нашлось, то клубу не находится никак.
Не по этой ли, в частности, причине так распространено пьянство среди молодежи, о котором с большой тревогой говорили учителя.
И примета нового времени – нет ни одной пустой усадьбы. Даже все халупы раскуплены. То ли кризис сказался, что повлёк сокращения на доходных северных промыслах и заставил вспомнить деревню, то ли стала в цене земля, и её успевают закрепить, как положено, дальновидные люди, но пример одного села тоже в общем-то показателен. Жизнь как будто опять свернула на знакомую колею, но пойдет ли по ней, как знать. Ведь прогнозы строить легко. Вон их сколько настроено. Оптимистами. Пессимистами. А никто угадать не может, что же будет с селом.
Да и в целом со всей страной?
Любовь БАКАНИНА
Фото Людмилы Остяковой и из архива редакции