…Я несколько раз прослушивал диктофонную запись разговора с Алексеем Крашенининым, который строит свою ферму около Семискуля. Десять минут, двадцать, сорок четыре…Ещё раз! Десять, двадцать…Ну, хоть убей – не получается как-то «причесать», уложить его в привычные рамки постоянных газетных рубрик «Дела крестьянские», «Адреса опыта», «Актуально» и так далее! А ведь у нас не раз, и не два проходили материалы о том, как армизонцы ведут своё личное подсобное хозяйство – и большое, и поменьше, они делились своими заботами, радостями и проблемами. Но тут не выходит... И только через несколько часов, со вздохом в десятый раз включив диктофон, вдруг пришло понимание – почему так… Алексей и его супруга Ольга взялись за сложное и огромное по масштабам и затратам дело – построить свою ферму, не надеясь абсолютно ни на кого, только на свои силы и деньги. И сколько в разговоре не пытался вывести их на ответ – почему? - услышал только: «Надо жить…»
…Эта пустошь с островами разрушенных базовок, как едешь в сторону Омутинского, наверное, до того «замылила» глаз, что на неё уже перестали обращать внимание все. Кроме Алексея. Чуть больше года назад – в апреле 2009 – он здесь всё исходил и перемерил на десяток раз. А потом был «семейный совет»… И хотя у обоих есть работа – сам хозяин трудится в ДРСУ, а супруга - в детском саду – но надо было ещё и выучить сына, который получает высшее образование в Тюмени, да и зарплаты не всегда было «густо», решение было принято: берём кредит и строим… Стоит заметить: когда Алексей начал «хождения» с бумагами по оформлению земли (полуразрушенные базы нигде не числились), то в управлении сельского хозяйства ему предлагали поставить мини-ферму на 25 голов КРС по областной программе, но он отказался. «Причин несколько, - поясняет хозяин, - во-первых, если область и даёт много денег, то она же за них и спросит – нужно отчитаться за каждую копейку, уложиться в сроки. Во-вторых, как не крути, а придётся самому брать большой кредит, потом надо будет как-то выкручиваться, чтобы его гасить, а с фермы доход пойдёт только лет через пяток. И в-третьих… Может кто-то и посчитает это чрезмерной осторожностью, но мы с женой с опасением относимся к тому, что даётся даром, безвозмездно, ибо привыкли жить только тем, что заработали трудом».
От старой фермы остались «потрёпанные» стены с оконными проёмами… Тот, кто когда-нибудь строился, знает, что легче поставить новое, чем ремонтировать старое, но Алесей решил по-другому: с «нуля» не потянуть… А потому обратился в потребительский кооператив «Армизон», оформив сначала один, затем и второй кредиты на общую сумму около 600 тысяч рублей – на приобретение стройматериала, оборудования и самого поголовья скота. Постепенно, потихоньку «подросли» стены, поднялась крыша – каждый день, отработав положенное в ДРСУ и садике, до поздней ночи Алексей и Ольга копошились на ферме, когда было не под силу – нанимали работников. В итоге в зиму этого года поросят и крупнорогатый скот загнали в недостроенную, но уже действующую базу.
-Мы и раньше скота много держали, - заметила хозяйка, - несколько коров, до десятка свиней… Только всё было по разным стайкам, а здесь всё вместе – так и управляться легче. Вот только с разведением молочного стада пока не спешим - взялись за доращивание молодняка. Могу похвалиться – муж постарался по-максимуму сократить ручной труд: установил систему навозоудаления, корма на тракторе подвозит, воду берём из колодца – насосом качаем…
-С водой пока не всё решено, - поправил Алексей. – Тут водопровод есть, надо только его до ума довести… Тогда ещё удобнее будет – поилки установим. Мне бы ещё техники прикупить… Хотя бы пресс-подборщик. Но это попозже, пока не потяну…И так приходится время от времени поросят подрезать – на продажу. Кстати, многие спрашивают – зачем тебе и коровы, и свиньи? А потому что рынок у нас, можно сказать, неустойчивый: в том году по осени домой приезжали - свинины надо, а через месяц и сдать никуда не мог – говядину подавай…И вообще с реализацией мяса туго: перекупщики цену не дают, сам на рынок выйти не могу - времени нет.
-Слухи ходили, что поначалу не очень-то в деревне ваше строительство привечали – и осуждали, и молодёжь хулиганила…
-Было…Может, кому-то проще о других говорить, чем своё делать. Но сейчас привыкли. Я вот тоже некоторых людей не понимаю: берутся разводить скот, строить что-то – и запала хватает на пару-тройку недель… А потом начинается хождение по инстанциям – я, мол, хозяйство развожу, деревню поднимаю, а мне никто не помогает… Так для себя же делаешь! Чтобы в твоём кармане шуршало, надо и самому «шуршать»...
Из-за грейдера, намного опередив пастуха, во всю прыть, задрав хвосты, к ферме улепётывал табунок разномастных телят. Пролетев мимо хозяйки, притормозили и степенно засеменили в загончик…
-Как же – угонишься за ними! – подскакавший на лошади пастух со смешком «прояснил ситуацию». – Это всё пёстрый телок - Ромка, вроде, или Борька – точно не скажу, как хозяйка его называет, мутит воду: хвостом верть – и домой, все за ним…
-Травку пощипать лень, значит, – дроблёночки подавай…
Мы с Алексеем отошли на дорогу.
-Вот теперь задумка есть дальше базу достраивать, сейчас только половина сделана. А хотел, чтобы и корм весь под крышу завозить, и под другие нужды место надо… Работы навалом, взглядом не окинешь…
-Второй год без продыху – не хотелось всё забросить?
-Теперь уж точно нет! Столько трудов вложено, денег… Я знал, что будет трудно, мы с Ольгой к этому были готовы, так что – будем жить…
В. МЕЛЕШКО
От автора: Бывая в селах и деревнях района, не раз доводилось выслушивать «весомые аргументы»: как тяжело сейчас крестьянину – работы нет, денег тоже, никто не помогает, всё валится… А ещё и газетчики печатают – мол, привык народ к «халяве», разучился трудиться… Алексей и Ольга Крашенинины – живой пример отнюдь не умирающей деревни, они просто на семейном совете решили жить. Причем – за счёт собственного труда. Может, это стоит попробовать и тем, кто выкладывал «аргументы»?