Медиакарта
14:56 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

От корней до вершины

В течение двух дней, 24 и 25 мая, в Тобольске проходил ХII межрегиональный фестиваль «Православие и средства массовой информации», который собрал более ста участников – посланцев сельских и городских районов юга Тюменской области, а также Ямала и Югры. Самое активное участие приняли в нём представители двух других областей УРФО -Курганской и Челябинской, причём первые не пропустили, кажется, ни единой возможности побывать на подобных встречах.

Организаторами творческого форума являются департамент информационной политики Тюменской области, комитет по делам национальностей, администрация г. Тобольска, Тюменская региональная общественная организация «Союз журналистов Тюменской области», Тюменское региональное отделение общественной организации работников СИМ «МедиаСоюз» и Тобольско-Тюменская епархия.

Цель фестиваля – консолидация региональных средств массовой информации и русской православной церкви по совершенствованию духовно-нравственного состояния общества, воспитанию молодежи в духе патриотизма, возрождению культуры, исторических традиций русского народа, формирование через средства массовой информации достойного образа России.

* * *

В череде прошедших фестивалей нынешний запомнится прежде всего тем, что был он ознаменован двумя большими праздниками – Вознесением Господним и Днём славянской письменности и культуры. Открылся по традиции Божественной литургией, которая проходила в Софийском соборе, крестным ходом по территории Кремля и последующим молебном на начало доброго дела. В своей проповеди архиепископом Тобольский и Тюменский Димитрий, который вел торжественную службу, обращаясь к представителям СМИ, сказал:

«Символично, что фестиваль начал свою работу в день памяти святых равноапостольных, братьев Мефодия и Кирилла. То, что совершили они почти двенадцать веков назад, можно с уверенностью назвать великим духовным подвигом и судьбоносным событием в истории славянских народов. Они дали нам грамоту. Первыми словами, написанными на славянском языке, были слова Священного писания. И люди пишущие должны сознавать сокровенную силу слова, его духовную природу. Чтобы было оно словом правды и истины, имело дар любви к Богу и ближним».

* * *

Ярким событием первого дня стал «круглый стол», который проходил в здании Государственного архива. Тема его звучала так: «Чудотворная икона Абалакской Божией Матери. История, поиски, гипотезы».

Вел «круглый стол» директор департамента информационной политики Тюменской области Александр Новопашин. От имени губернатора В. Якушева он поблагодарил всех организаторов форума и зачитал приветствие с пожеланиями всем участникам плодотворных встреч с коллегами и новых творческих успехов.

Поприветствовал всех гостей на Тобольской земле наместник Абалакского Свято-Знаменского монастыря Игумен Гермоген.

Собравшиеся ознакомились с представленной в зале собрания экспозицией, посвященной особо почитаемому в Сибири образу Абалакской иконы Божией Матери «Знамение», и обсудили основные версии возможного нахождения ее оригинала.

Надо пояснить, что этот первообраз прославился многими чудесами. Вот лишь один пример, зафиксированный в летописи Сибири.

Летом 1665 года в Тобольске и во всех его окрестностях беспрерывно шли проливные дожди. И под ними всё стало гибнуть: и хлеб, и овощи, и даже трава. Народ приходил в отчаяние. И тогда в несчастии люди обратились к помощи Божией. Тогдашний Тобольский архиепископ Корнилий послал освященный собор в село Абалакское за Чудотворной иконой Божией Матери. И эта икона была с подобающей святыне честью 7 июля (по старому стилю) вынесена из Абалака, а утром 8 принесена в Тобольск. Все городское духовенство в сопровождении градоначальников и множества народа вышли для встречи ее за Воскресные ворота, на поля. После молебна на площади икону внесли в собор, где началась литургия.

«О, Владычице мира! Умилосердись над градом сим и людьми, согрешившими тебе, - просили, плакали люди, - и умоли сына Твоего и Бога нашего, да избави нас ныне от гнева своего праведного».

И народный плач был услышан. Служба ещё не окончилась, как к удивлению и великой радости всех гиблый дождь прекратился и сделалось вёдро.

Чудотворный сей образ исцелял болящих и немощных, оберегал от злых людей, помогал просящим и кающимся в их житейских напастях.

И вот этот образ утерян, а остались лишь списки, средь которых главный – «Наместница». Он стоит в Абалакской церкви.

* * *

Администрация города Тобольска в лице комитета по туризму вышла с инициативой «Возвращения Абалакской школы» в рамках празднования 320-летия со дня возведения Храма Знамения Божией Матери в селе Абалак. Получено благословение архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на проведение акции, которая организована Тобольско-Тюменской епархией при поддержке средств массовой информации. Целью акции является поиск первообраза и ранних копий чудотворной иконы, сбор информации, связанной с этим образом, и привлечение широкой общественности к историко-культурному наследию Тобольска и Абалакского Свято-Знаменского монастыря.

Свое мнение по этому поводу высказали председатель Союза журналистов Тюменской области Владимир Кузнецов, председатель комитета по туризму администрации города Тобольска Александра Стрункина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук Надежда Загороднюк.

Информацию о ходе проведения акции «Возвращение Абалакской Иконы» довели до участников форума главный редактор газеты «Тюменская область сегодня» Александр Скорбенко и генеральный директор информационного агентства «Тюменская линия» Сергей Пересторонин.

В данном печатном издании, как отметил его редактор, Абалакской иконе посвящен целый цикл материалов. Клич был брошен и его услышали не только наши соотечественники, но и многие православные сообщества за рубежом. Благодаря активному участию журналистов и просто читателей газеты собрана большая информация, связанная с этим чудотворным образом. Прослежен его австралийский след, который выявил, что в Сиднее находится не оригинал иконы, как считали ранее, а копия. Второй след – иркутский, очень сложный, таинственный, пока ещё не разгадан. Но всё же верится, что эта великая святыня объявится и найдет дорогу домой. Как однажды нашла и вернулась в Россию Тихвинская икона Божией Матери, вывезенная в годы гражданской войны в чужедальние земли.

* * *

Каждый фестиваль «Православие и СМИ» дарит и такие отрадные моменты, как обзорные экскурсии по городу. Посмотрели мы его красоты и нынче. Богатая история Тобольска связана с именами многих великих людей: архитектора единственного за Уралом Кремля С. Ремезова, химика Д. Менделеева, композитора А. Алябьева, художников В. Перова и В. Сурикова. Здесь творил автор знаменитого «Конька-Горбунка» П. Ершов. Пребывали в вынужденной ссылке декабристы, семеро из которых обрели вечный покой на Завальном кладбище, ставшем ныне мемориальным. С момента основания этого кладбища на территории его появился деревянный храм во имя Семи отроков Эфесских, который в 1776 году был перестроен в каменную церковь. И эта церковь единственная из всех храмов Тюменской области не закрывала своих дверей в годы гонений.

Обо всём этом рассказал нам настоятель данного храма о. Михаил Денисов.

Кстати, наш Вагайский приход связывает с этим храмом давняя дружба. Там некоторое время служил дъяконом наш теперешний батюшка о. Андрей. А в церковной библиотеке работает бывшая жительница Вагая Тамара Киселева, автор двух поэтических сборников, любезно подарившая свои книжечки нашей приходской библиотеке и редакции «Сельский труженик».

Экскурсионный автобус прокатил нас по некоторым старинным улочкам Подгорья. Полюбовались мы его восстанавливающимися храмами, цветущим Александровским садом, заложенным полтора века назад в честь посещения столицы Сибири будущим императором Александром III. Замерев, вглядывались в южные окна бывшего губернаторского дома, где в 1918 году, с августа по апрель, пребывал с семьёй опальный российский император Николай II.

И мне сразу вспомнился рассказ одной из долгожительниц Вагая, бабушки Ефимии Шестаковой. Как та в своей юности тобольской, будучи 16-летней девочкой, встречала на пристани средь огромной толпы колесный пароход «Русь», на котором в ссылку доставили всю семью императора. И как бегала к дому губернатора, надеясь увидеть царя или кого-нибудь из царевен. И однажды издали видела, как те шли в ближайшую церковь в окружении стражи.

Изменился старый Тобольск. Помельчали все речки: Слесарная и Курдюмка стали узкие, как арыки. Нет высоких мостов – ни Абрамовского, ни Пятницкого. И теперь про нижний Тобольск уж никак не скажешь: Венеция!

Исчезает сказка Подгорья с ее старыми теремами. Только чудный сказочный Кремль, пережив все напасти, остается сиять куполами своих соборов. Как живая история, что корнями в земле, а вершиной – к самому небу.

* * *

В 17.00 того же насыщенного дня в Доме наместника состоялась встреча с ректорами тюменских вузов и пресс-конференция с Владыкой Димитрием.

В своём вступительном слове ректор Тюменского государственного университета, председатель совета ректоров Геннадий Чеботарев подчеркнул положительное значение мероприятий, организованных Русской Православной Церковью совместно с общественными организациями. В частности, фестиваля «Православие и СМИ», что поднимает тему духовно-нравственного возрождения страны, воспитания подрастающего поколения.

Затем журналисты задавали вопросы Владыке.

Были затронуты такие проблемы, как преодоление демографического кризиса и развитие исконно родных традиций русского народа. Говорилось о точках соприкосновения общества и Церкви, о свободе выбора человека, о связи нравственных установок с реальной жизнью.

Самыми активными в этом диалоге были губкинцы. Представительница молодежной телепрограммы спрашивала совета Владыки, как строить программы передач для детей и юношества, чтобы их смотрели и слушали.

А кто-то пытался выяснить, как православному человеку относиться к интернету. Это зло или благо?

«А вот мы как относимся, например, к топору? - отвечал Владыка Димитрий. - Это зло или благо? Всё зависит ведь от того, в чьих руках инструмент».

А ещё Владыка отметил, что каждый период в жизни страны ставит перед обществом множество актуальных задач, которые требуют столь же актуальных решений. Для России сейчас «жизненно необходимо не только экономическое благосостояние и передача многими поколениями россиян тех духовных и культурных ценностей, на которых формировалась общность наших народов… И если ветви светской власти обеспечивают устойчивость, безопасность и развитие общества, то высшее нравственное содержание и смысл ему сообщает религия. Вера формирует силу духа!»

* * *

В 18.00 журналисты и ректоры были приглашены на Софийский двор для того, чтобы подкрепиться, выпить чашечку чая. Одновременно на колокольне Тобольского кремля лучшие звонари показывали своё искусство колокольного звона. А регент хора Тобольской духовной семинарии протоиерей Игорь Хмелев объяснял гостям, какой вид колокольного звона звучит.

* * *

Весь последующий день, 25 мая, прошёл в Абалакском монастыре. Прежде всего мы потрудились на кедровой аллее, где вместо прошлогодних, почему-то погибших саженцев, посадили замену. А вот более ранний ряд растет, зеленеет.

В главном храме монастыря поклонились «Наместнице», как зовётся список иконы Божией Матери Абалакской. Того, который все ныне ищут. В храме преподобной Марии Египетской, где уже завершены реставрационные работы, полюбовались на чудесную «новороспись». А скоро откроет двери ещё один храм-часовня, во имя Николая Чудотворца.

Поднялись и на звонницу, откуда подаёт свой басовитый голос главный колокол Абалака, что отлит на вклад журналистов.

Приложились к надворной мозаичной иконе Нестора Летописца, покровителя пишущей братии, также созданной на пожертвования работников пера.

В монастырской трапезной, празднично украшенной по случаю прибытия гостей, с белоскатерными столами и букетиками белоснежных цветов прошёл круглый стол на тему «Основы православной культуры».

* * *

В горячих дебатах обсуждалось введение в школьный курс нового предмета, один из учебных модулей которого выбирается родителями и школой. И мнения эти порой были диаметрально противоположными. Так, одна из старейших редакторов одной из «районок» Курганской области высказала опасение, что новый курс может вызвать невольный раскол в ребячьей среде.

Другие же отстаивали такую точку зрения: дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. И понять отечественную историю, литературу и искусство, всё то, чем жили наши предки, и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.

Но эксперимент показал, что пока в этом выборе превалируют «Основы светской этики». Причём есть случаи, когда в школах на родителей оказывается давление. На круглом столе такие факты приводили районные газетчики. Позиция же Русской православной церкви такова. Её огласил ведущий «круглого стола» кандидат богословия иерей Вадим Базылев.

«В мире есть много религий, и люди разных взглядов и убеждений живут вместе. Будем учиться этому и мы, россияне. В «Основах православной культуры» даются представления о добре и зле, показываются жизненные ориентиры. А это и есть самое главное».

В учебнике же «Основы светской этики», который выступающий назвал безликим (поскольку даже авторы его не указаны), подобных понятий просто нет.

«Нам всем надо понять, - подчеркнул выступающий, - что спасти наших детей могут только религиозные традиции».

Эту же мысль продолжил и председатель информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии священник Григорий Мансуров, председатель жюри фестиваля, повторив, что православная Церковь призывает родителей остановить свой выбор именно на «Основах православной культуры».

А для противников подобного выбора и для колеблющихся приводятся примеры по национальным республикам РФ.

Вполне успешно «Основы мусульманской культуры» преподаются в той же Чечне и других регионах, где преобладает мусульманское население.

Выбрала свой религиозно-культурологический курс Бурятия, где, как известно, исповедуется буддизм.

Если говорить о еврейском образовании, то оно прекрасно поставлено в Москве и других городах России. Есть еврейские университеты, школы, в том числе общеобразовательные.

Но и православные дети, как русской, так и других национальностей, также имеют право изучать свою православную культуру.

«Кто же, если не мы, журналисты, способен поднять эту тему, чтобы обеспечить свободный выбор того или иного блока? – резонно заметил директор департамента информационной политики Александр Новопашин.

Итогом же всех этих дебатов можно считать слова председателя Союза журналистов Тюменской области Владимира Кузнецова: «Мы находимся в начале большого пути. Это осознание себя в православной вере и православия в себе».

* * *

И ещё одна примета сегодняшней реальности и, в частности, фестиваля, которую подметила и высказала редактор газеты «Сельский вестник» Омутинского района Марина Никонорова: «В глаза бросаются разительные перемены. Верующих людей, воцерковленных журналистов стало намного больше. А значит и слово их, более искреннее, более весомое, способно вести за собой. Вести к свету, к истине, к братству!»

Любовь БАКАНИНА

Фото Зиннура Чанбаева