Личность
Когда ей невозможно-трудно, не увидите ни слезинки. Она просто мобилизует все силы, пойдет и решит проблему. Как занозу вырвет. Причем действовать будет по первому порыву. Решения, в таких случаях принятые, всегда оказываются беспроигрышными. По собственному ощущению, человек счастливый: семья, дети, внуки, работа… Есть место под необъятным небом. Есть место на необъятной земле. «Если снова начать, я бы выбрала опять ту дорогу, которой иду…» – говорит моя собеседница. Знакомьтесь, Алла Стругова – начальник отдела редактирования и корректуры газеты «Тюменская область сегодня», жена, мама, бабушка, очень эффектная женщина, философ, лирик, большой любитель каждой былинки в этом огромном, безумном мире. Повод для встречи более чем приятный: на минувшем конкурсе «Лучший корректор Тюменской области» в рамках ежегодного форума «Тюменская пресса – 2009» она, как и в 2006 году, обошла конкурентов из других СМИ.
——
Алла из семьи потомственных педагогов. Прадедушка и прабабушка Хафиз и Камиля Сунчелей учили детей в медресе. Дедушка, Зейни Ташкалов, был первым директором школы в Аслане, редактором областной, тогда еще Омской, газеты, погиб на Курской дуге. Бабушка, Саида Хафизовна, – учитель татарского языка и татарской литературы. Отец, Сафуан Билалов, – наставник от Бога. Мама и отчим, Энера и Виль Галимовы, – преподаватели химии и биологии, посвятили жизнь изучению проблемы клещевого энцефалита. С детства наблюдая родных, она, естественно, выбрала путь науки…
– Я – абсолютный продукт советской эпохи: хорошее воспитание плюс хорошее образование. В мое время не было Интернета, мобильных телефонов, телевизор – и тот предмет роскоши. Что делали? Слушали радио! До сих пор помню передачу «Театр у микрофона». Запоем читала книги. Бывало, и под одеялом с фонариком… Росла на приключениях Майна Рида, Жюля Верна. Обожала Мериме, Бальзака, Диккенса, Чехова. С четырех лет изучала английский язык. До сих пор на нем думаю, хотя мой родной язык – татарский…
– Где получили высшее образование?
– Родители хотели, чтобы поступила в Новосибирский университет. Поскольку я девочка домашняя, то, испугавшись расстояний, решила остаться в Тюмени. Диплом получила на биофаке Тюменского госуниверситета и сразу в науку… Сначала был СибрыбНИИпроект, лаборатория токсикологических исследований. Изучала влияние разливов нефти на гидрохимию водоемов и гидробионтов. Безумно интересно – командировки круглый год по всей тогда еще необъятной Тюменской области на нефтепромыслы и рыбоводческие хозяйства. Потом институт краевой инфекционной патологии, где разрабатывала биологические методы борьбы с описторхозом. Это было совершенно новое направление. Исследования проводились и в полевых условиях, и в лабораторных.
Снова командировки, эксперименты. Захватывающе и увлекательно. Защитила диссертацию и продолжила изыскания.
– Двадцать лет в науке, а потом р-р-раз, и крутой перелом – редакция газеты. Что же произошло?
– У каждого человека случается возрастной и духовный кризис… Пришло время осмысления накопленного опыта и поисков истинной себя. Хотелось заняться чем-то совершенно другим, далеким от науки. В «Тюменскую область сегодня» пришла в 2004 году. Здесь реализовала свою страсть к чтению.
– Как в одном человеке уживаются симпатии к русскому языку и биологии?
– Им во мне не тесно! Кстати, и по гороскопу мне следует заниматься либо наукой, либо языком. В школе обожала сочинения, готовилась к ним основательно – читала предисловия, рецензии, отзывы критиков. Всегда писала и говорила без ошибок. Учительница Вера Николаевна Овчинникова утверждала, что у меня природное чутье к языку. Учебники стала читать только тогда, когда пришла работать в газету. Хотелось теоретически подкрепить интуитивные знания.
– А дома вы книги читаете как читатель или корректор?
– Сначала действительно читала, обращая внимание на каждую мелочь. Мне интересно было изучать сложные конструкции, думать, как их правильнее обозначить на письме; за смыслом, конечно, следила… Сейчас читаю как обыкновенный читатель.
– Приходилось находить ляпы у классиков?
– В некоторых учебниках приводятся примеры, как Льва Толстого можно поправить… Я не ставила цели подловить любимых авторов. Моя цель – открыть для себя что-то новое!
– Часто из корректоров вырастают журналисты. Вы не думали вновь сменить деятельность?
– Думала, когда появились мои первые статьи… Но по заданию не могу. Пишу тогда, когда об этом просит сердце, когда чувствую обратную связь: не хочу, чтобы слова падали в пустоту. И… я все-таки оратор! То, о чем когда-то писала, теперь озвучиваю.
– Ваши интересы, кроме биологии, русского языка, метафизики?
– Мне все интересно. Люблю петь и танцевать, обожаю природу! Увлечена своей семьей. Я счастливый человек. Жизнь моя похожа на чудо.
Фото Валерия БЫЧКОВА
Автор статьи: Ирина НИКИТИНА
Рубрика: Читатель - газета