Медиакарта
5:17 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Долгая дорога к себе

Долгая дорога к себе
11:16 | 15 июня 2012
Источник:

С Рустамом Матбабаевым мы познакомились в Тюмени лет пять назад на оздоровительных курсах Мирзакарима Норбекова. У меня упражнения «под октаву» не получались, а он владел телом, казалось, в совершенстве. Перед началом занятий Рустам дарил руководителю розы – в знак благодарности за полученные знания. Тем самым и обратил на себя мое внимание.

Потом мы встречались, обменивались книгами, мнениями о прочитанном. Когда возвращался из Таджикистана в Тюмень на заработки, звонил, поздравлял с праздниками, делился новыми впечатлениями. И вот недавно я попросила его рассказать о своей семье. Он согласился.

– Родился я в Таджикистане, в простой крестьянской семье, где подрастали пять детей: три девочки и два мальчика. После окончания школы служил в армии, попал в Афганистан на два года и три месяца. Отказников среди нас не было, это считалось предательством интересов Родины. Служил в 122-м полку, в восьмой горной мотострелковой роте. Из шести тысяч солдат полторы тысячи – таджики. Вспоминаю: все время жара, снега вообще не видели, а летом ветер-«афганец», проснешься – вся палатка в песке. Воздуха не хватало, задыхались. Проблемы с водой большие были. Ходили в караул и на операции. Из нашего совхоза многих призвали, но не все вернулись домой. А меня, наверное, сберегал ангел-хранитель. Живым вернулся. После в совхозе работал, младшим в семье помогал, дом строил.

В 1983 году отслужил, а в 1985-м поступил в физкультурный институт. Но учиться вдвоем с сестрой было материально трудно, поэтому написал заявление на отчисление по собственному желанию. Продолжить учиться смог только в 1998 году, правда, уже по другой специальности: поступил на литературный факультет института русского языка и литературы в Душанбе. Литературой всегда увлекался, особенно чтением стихов. Очень мне помогла в этом учитель русского языка и литературы института физкультуры Галина Петровна Пак, кореянка. Она привила любовь к поэзии.

Вообще, когда с хорошим собеседником встречаешься, многому можешь научиться, и в себе что-то открыть, и на мир другими глазами посмотреть. Это большой подарок судьбы. Многое дает человеку и то, когда сам делишься знаниями, мыслями, переживаниями. Спорили с Галиной Петровной часто так, что не замечали, как уже другие студенты в аудиторию входили. В то время я и принял решение учиться дальше. Читал стихи персидских классиков, Омара Хайяма, Рудаки, Хафиза и многих других. Среди русских мне больше всех понравился Лермонтов. Галина Петровна еще читала Лермонтова в переводе на узбекский. Из классиков люблю Евтушенко и Блока. Сейчас больше читаю Евтушенко, с удовольствием посмотрел его фильм «Детский сад»… Когда служил в Афганистане, в любое свободное время много читал наизусть на разных языках: русском, таджикском, узбекском, афганском. И смежные с ними языки тоже понимаю.

– Учиться в литературном тебе было интересно?

– Очень! Но однажды подруга одноклассницы, она преподавала в институте, мне сказала: «То, что тебе надо, здесь не найдешь». И с этого случайного разговора в моей жизни начался другой путь. Путь духовного поиска. Я стал искать мистику. Мне понравилось работать над собой, духовно развиваться. Предпочтение отдал суфизму, который особенно развит на Востоке. Это древняя мистическая традиция духовного совершенствования, где самая главная цель – познать самого себя. Я – человек, потерявший свою совесть, и потерял её у себя на родине. Мне однажды сказали: «Ты найдешь свою совесть, но не здесь, а за пределами». Сюда, в Тюмень, я впервые приехал в 2000 году. Но пока не встретил такого учителя, который бы мне помог вернуть мою утраченную совесть.

– Не пойму, что ты подразумеваешь под совестью?

– Совесть – это первозданная чистота сердца. Совесть – это то, что очищает душу и тело.

– А почему выбрал Тюмень?

– После развала Советского Союза у нас началась братоубийственная война. Долго она длилась. Я тогда работал в школе учителем и заместителем директора. Было очень трудно. Жена сказала: «Если ты замдиректора и не можешь купить носки сыну, зачем тебе это?» И я стал думать о поиске заработка, чтобы обеспечить семью и получить возможность духовно развиваться. Мой родственник уже работал в Тюмени по ремонту квартир, ему тут нравилось, он позвал, я согласился. Мне в Тюмени тоже нравится. Город спокойный.

– Ты увлекаешься разными восточными течениями, в том числе учением греко-армянского философа-мистика Георгия Ивановича Гурджиева. Чему научился у него?

– У Гурджиева меня покорили танцы, они помогают достичь просветления. Танцуя, мы легко впадаем в транс. Гурджиев объединил три пути: факира, монаха и йога. Тем самым открыв четвертый путь – пробуждения совести и сознания. Его еще называют учителем танца, потому что он создал науку сакральных движений.

– А разве в России тебе легче постигать восточные премудрости, чем на родине, в Таджикистане?

– То, чего я за сорок лет не смог добиться там, я добился здесь за год. Перемены огромные произошли в изменении моего внутреннего состояния.

– А можешь объяснить, почему?

– Не знаю… В Тюмени отношение к нам, таджикам, не всегда уважительное, и «понаехали» слышим, и с регистрацией, пропиской, трудоустройством, жильем проблемы. Правда, сейчас порядка больше стало.

Я стараюсь больше думать о себе, о своём внутреннем состоянии.

– Но ведь и в Таджикистане есть духовные школы.

– Нет там таких школ, нет практик, нет стремления к тому, чтобы достичь того, что называется «нечто». Там очень трудная жизнь, все работают, только чтобы прокормить семью, о духовном развитии не думают.

В Тюмени хоть работы много, но мы утром и вечером обязательно читаем намаз, по субботам обязательно ходим в баню – о теле забывать нельзя. В мечеть не хожу: где толпа, шум – меня там нет. Я уединение люблю.

– Но ты же в Тюмень приехал не только ради духовного развития?

– Конечно, я свою семью содержу благодаря работе здесь. У меня четыре сына, я вкладываю деньги в их образование. Но каждый год приезжаю домой и сыновьям даю «духовные» задания, которые они должны выполнить. Каждый – сколько сможет.

Зачем я прививаю сыновьям духовную практику? Хочу, чтобы они сладость жизни почувствовали, чтобы умели видеть больше, слышать тоньше, чтобы знали и ценили жизнь и людей. Для того чтобы достучаться до Бога, надо сначала полюбить людей, какими бы они ни были. Когда же начинаешь ценить жизнь, тогда начинаешь лучше понимать себя и других. Например, посмотрел я фильм «Самсара», удивился. Оказывается, когда мужчина по-настоящему любит свою жену, то это очень ему помогает быть ближе к Богу. Мы должны любить друг друга, позитивно мыслить и иметь чистые намерения, уметь открываться людям. Это самый простой путь к счастью, к просветлению.

– Ты давал мне читать книгу Музаффара Хаджи. Меня заинтересовали некоторые его рекомендации, например, о принятии решений. «Когда закрываем глаза и уши, мы можем слышать себя, в этом состоянии стоит принимать важные решения». «Интуиция находится между пальцами рук, тренируйте руки, пробуждайте интуицию». Пробовала есть и писать левой рукой – для гармонизации состояния. И нагрузку на зрение снимаю темнотой и спокойствием.

– Главное – все делать осознанно. Если во время упражнений думать о проблемах, то пользы не будет. А если мысли тяжелые, неприятные, то можно даже отрицательную энергию внести. Ешь – думай о еде, купаешься – думай о купании и так далее. Где наше внимание, там и наша энергия, она проявляется через пульсацию. Надо учиться слышать реакцию своего тела на мысли. Суфии к таким выводам шли многие годы и на многих поколениях видели результаты.

– Рустам, остается пожелать тебе дальнейшего развития на таком непростом пути!

Автор: Людмила БАКЛАНОВА