Медиакарта
22:49 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Наша новая школа» и профсоюзная организация

Школа в настоящее время переживает непростой период. С одной стороны, перед образованием стоит задача государственной важности – воспитать человека, которому предстоит жить и работать в будущем, с другой – кадровая проблема, малопрестижность, малопривлекательность профессии учителя, являющиеся следствием в том числе низкой ее оплачиваемости.

О том, какова роль самой влиятельной общественной организации района в решении этих проблем, мы беседуем с председателем райкома профсоюза работников народного образования Н.Н. Ослиной.

Нина Николаевна Ослина руководит районной организацией профсоюза работников образования с декабря 1994 года. Трудовой путь начала в 1972 году учителем физики в районной вечерней очно-заочной школе. Затем стала заместителем директора по учебной работе, директором, инспектором трудового обучения районного отдела народного образования.

Награждена Почетными грамотами ФНПР, губернатора области, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения СССР».

Профсоюз на защите интересов просвещенцев

  • Нина Николаевна, Вы много лет руководите районной профсоюзной организацией работников образования. Прошу Вас коротко рассказать о ней.

  • Сегодня наш профсоюз представлен двадцатью пятью первичными профсоюзными организациями общеобразовательных учреждений, четырьмя – дошкольных, а так же ПУ-45 и управления образования.

На учете состоит 1258 его членов, в том числе 982 работающих в системе образования и 276 неработающих. Профсоюзным членством охвачено 96% работников от их общего числа (со слов председателя обкома профсоюза, охват по югу области составляет 85% - авт.). Профсоюз – не изолированная организация, которая занимается только своими внутренними вопросами.

  • Какова основная задача профсоюза, его райкома на сегодняшний день?

  • В силу своей профессиональной принадлежности члены нашего профсоюза достаточно активны, понимают, что объединение дает им возможность защитить свои интересы через коллективный договор. Поэтому каждая профсоюзная организация принимает этот документ. Реальные результаты наших общих усилий тоже работают на авторитет организации.

Помимо защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников профсоюз уделяет большое внимание повышению социального статуса педагога.

Цель – «Наша новая школа»

  • Развитие творческого потенциала, овладение современными педагогическими технологиями – важнейшее требование инициативы «Наша новая школа». Как профсоюз участвует в этом процессе?

  • Я считаю, что прежде всего нужно создать условия для самореализации учителя – это расписание, кабинеты, методические объединения, курсы, семинары, конференции. Создать условия для роста: профессиональная учеба, аспирантура, участие в различных конкурсах, создание ситуаций и праздников педагогического успеха. Профсоюзные организации учреждений образования принимают во всей этой многообразной работе самое активное участие.

И хочу добавить: учитель тоже нуждается в аплодисментах! В общественном признании. И в наградах, и в праздниках.

  • Обком профсоюза инициировал в Год учителя значимые проекты, которые должны способствовать повышению престижности учительской профессии. Как участвует в них наша профорганизация?

  • Многие профсоюзные организации, члены профсоюза активно участвуют в различных конкурсах и районного, и областного уровней. Так, участницей регионального проекта «История школы: события и люди» стала Карагайская школа, победителем радиоконкурса «Учитель на хорошей волне» признана учитель биологии Курьинской школы Т.А. Витряк, музыкальный руководитель детского сада «Родничок» С.С. Славина участвовала в областном конкурсе «Педагог года» в номинации «Воспитатель года». Победителем районного конкурса «Учитель года-2010» стала Ж.Г. Сладкевич, учитель технологии Иртышской основной школы. Успешно реализуются мероприятия в рамках Года учителя. И в этом большая заслуга всех членов профсоюза.

На сегодняшний день в районном конкурсе «Мой лучший урок» приняли участие 59 учителей, продолжаются конкурсы «Если бы я был учителем», «Лучшая школа Вагайского района», «Лучший молодой руководитель», «Лучший учитель приоритетного национального проекта «Образование».

Надо сказать, что в нынешнем году изменились подходы к конкурсному отбору лучших учителей ПНПО: профдеятельность учителя должна быть общественно-значимой. Конкурс будет направлен не на формальные результаты, а на действительные.

В два раза увеличилось и денежное вознаграждение: в этом году оно составляет 200 тыс. рублей. Победителем его на муниципальном уровне стала Т.Н. Якшина, учитель географии Зареченской средней школы.

Хочу добавить, что наш профсоюз – стабильная, сильная, результативная организация. Коллективными усилиями мы сохранили государственную систему образования, стабильные, профессиональные кадры. Последовательно, в активном социальном диалоге с властью, работодателями решали вопросы социальной защиты работников образования.

О кадрах

В ряде школ района кадры состарились, а замены им нет. В недалеком прошлом существовала практика направления лучших выпускников школ в педагогические учебные заведения. Как вы считаете, учитывая кадровую проблему, нужна ли в школах профориентационная работа?

  • Кадровая проблема действительно есть. Думаю, что неплохо бы вернуться к оправдавшей себя когда-то практике – профессиональной ориентации. Кто лучше учителя знает наклонности ребенка, кто способен разглядеть в нем педагогическую искорку и разжечь ее? Понимаю, что отсев неизбежен. Обязательно некоторые, проработав в школе год-два-три, уйдут из нее. Но ведь кто-то и останется.

Кстати, президиум обкома профсоюза учредил двадцать стипендий лучшим выпускникам, направленным на обучение в педагогические учебные заведения.

Со слов директора департамента образования, в школах юга области молодые учителя составляют 11% от общего числа учителей. Как у нас?

  • У нас еще меньше – 4% педагогов имеют стаж до 5 лет. В то же время 76% - от 10 до 20 лет. Качественный состав неплохой: 81% имеют высшее образование, 16% - среднее специальное, 66 человек награждены ведомственными наградами, один педагог имеет звание «Заслуженный учитель РФ».

Сколько выпускников нынешнего года изъявили желание поступить в педагогические учебные заведения?

  • Тридцать восемь одиннадцатиклассников из 12 школ района. Наибольшее число желающих из Вагайской – 8 человек, Осиновской – 7. Однако зачастую этот выбор связан только лишь с тем, чтобы получить образование, что должно в последующем помочь трудоустроиться. Не станем их за это винить. Пусть лучше найдут себя в другой сфере, чем останутся учителями без любви к этому делу. А кадровую проблему надо решать, повторюсь, повышением статуса этой профессии.

  • И в завершение – Ваши пожелания коллегам.

  • Прежде всего, сохранить единство и сплоченность нашей организации как гаранта защиты интересов ее членов. Желаю каждому члену профсоюза стремления к профессиональному росту. А руководителям первичных организаций – проявления настойчивости, принципиальности и мудрости при принятии решений, опоры на мнение членов коллектива.

Ишмухамет ГАЙСИН