Медиакарта
6:25 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Корень слова «Отечество»

Корень слова «Отечество»
15:09 | 15 июня 2012
Источник: Наша жизнь

«Много песен мы с вами вместе спели маме своей родной, а про папу…»
Из детской песенки

Так получилось, что сам папа Нурбай, герой этого рассказа, – человек без отчества. Нет не сирота он, во всём виновата неграмотность: не записали имя отца в какой-то важной бумажке вовремя, вот и стоит теперь у него всю жизнь прочерк в нужной графе. Просто, по-молодому и без солидности мы будем его именовать Раизов Нурбай.

Раизов Нурбай – человек-солнышко, тёплый, приветливый, разговорчивый, гостеприимный. Знаем, бывали у него в гостях в дальней деревеньке Благодатное. Не представляю, существуют ли где казахи негостеприимные, но нам повезло. Повезло и в том, что его многочисленная семья оказалась в тот момент почти в полном сборе. Старший сын Ермек (папа Нурбай сказал мне, что на русский «Ермек» переводится примерно как «забавный») отпросился у начальства, приехал из Тюмени к отцу, чтобы помочь дрова напилить, и дочка Акмарал («белая, как лань») с маленькими Алиной и Лианой к деду погостить заодно прибыли. За обязательным низеньким столом (кстати, очень удобные, оказывается, круглые столы: всем места хватает) они рассказывали нам, гостям казанским, о своих красивых обычаях и о жизни, с ними переплетённой.

По доброй мусульманской традиции большие семьи приветствуются. У самого Нурбая пятеро братьев-сестёр, жена его в семье была одиннадцатой. А у них – «только» пятеро получилось.

Дети – гордость и смысл жизни папы Нурбая. Дети – его лучики. Заботливые, помощники. Как, интересуюсь, они у вас такие удались-то, поделитесь методикой. Он и не думает долго. «Главное – понимание и свой пример. Когда хочется поговорить, садимся вместе за стол, разливаем чай. В чаю и внимании утопают проблемы. Находятся решения, ощущается поддержка. Нельзя детям без отцовского внимания. Вот задержатся молодые дотемна на улице, а я, – признаётся Нурбай, – уже сам не свой». Обзванивает, беспокоится, и сыновья в курсе, что отец – рядом.

Все пятеро чувствовали это всегда. Добрые плоды приносит сейчас такая семейная спайка. Каждое лето слетаются дети к отцу, один его звонок – и едут они, повзрослевшие, из Тюмени и Лангепаса. У папы Нурбая ведь даже машины своей не имеется. «Зачем? – смеётся он. – У детей же есть! Они меня отвезут куда надо».

Слава богу, есть и по дому помощники. Младшие, Зурашка и Жумабай, ещё в школе учатся, из гнезда не выпорхнули. В уголке зала, на почётном месте, висят на крючочке грозди медалей Жумабая. Награды за победы в областных спортивных состязаниях. Мы с гордым отцом пересчитали их вместе – получилась двадцать одна. Возвращается парень из очередной поездки куда-нибудь в Ишим или Тобольск и вешает на готовый оборваться гвоздик новую медаль так же запросто, как мы вешаем на вешалку одежду. Что эти медали? Что грамоты и дипломы? Не ради них ведь он занимается. Исполняет наказ отца: «Сначала, сынок, учёба и спорт, а потом уж и об остальном думай. Думай о главном – о будущем».

Папа Нурбай знает, что говорит. Ему самому не пришлось поучиться: сразу после школы начал работать, зарабатывать на жизнь трудом. А потом женился, дети пошли – не до учёбы стало. Сейчас же без образования никуда. Иначе, если не хватит здоровья продолжить работать физически, будешь домохозяйничать. Чем Нурбай Раизов и занимается с тех пор, как дали ему группу инвалидности. Подвело сердце, отказала левая рука – куда сгодится такой, исполосованный операциями работник? Обратил все силы на заботу о доме и детях. Тем более нагрянула сама собой в этом необходимость – в семью пришла беда.

Уже несколько лет прошло с того дня, как они потеряли маму. Жибек погибла на работе. Хорошо, что старшие в это время были уже взрослыми, а ведь Жумабай и Зурашка только-только вступили в сложный подростковый возраст. Отец тогда стал для них всем: папой, мамой, кормильцем, кухаркой. В одном лице. А дети оказались для него единственным смыслом, чтобы держаться и жить. Так, вместе, и выстояли. Вместе и сейчас. Папа Нурбай и дети: Ермек, Акмарал, Бауржан, Зураш и Жумабай. Одна из семей – частичка Отечества.

АКЦЕНТЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

ОТЦЫ-МОЛОДЦЫ

Сегодня во всем мире происходит интересный переворот традиционных ценностей. Женщины увлекаются карьерой и не считают родительские обязанности главной прерогативой, а мужчины вспоминают о важной роли семьи в своей жизни и заводят детей для себя, причём часто пользуются услугами суррогатных матерей.

В нашей стране в одиночку воспитывают детей в основном всё же пока вдовцы. Но уже не является редкостью, когда при живой матери (например, находящейся на длительном лечении или вовсе лишённой родительских прав) дети остаются на полном попечении отца. По аналогии, их бы можно назвать «отцами-одиночками», да только не существует у нас в государстве такого статуса вообще. Поэтому практически не ведётся учёт этой категории семей в России. Остаётся воспользоваться лишь данными Росстата. На сегодняшний день известно о 684 067 российских отцах, которые воспитывают своих детей без матери. Это составляет лишь 6 процентов от количества всех неполных (с одним родителем) семей в стране. Для сравнения: во Франции в разведённых семьях с отцами остаются тринадцать процентов детей, в мусульманских странах дети растут и воспитываются отцом в любом случае, в Америке же количество семей с отцами-одиночками растёт гораздо быстрей, чем число традиционных семей, где ребёнок остаётся с матерью.

Между тем, одинокие отцы могут рассчитывать на пособия и госгарантии, а также различные социальные выплаты, которые положены по закону и матерям-одиночкам.

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА
Теги: Семья