Хорошего педагога никогда не заменит ни обновленное учебное оборудование, ни состоявшаяся в стране всеобщая компьютеризация, ни подключение к Интернету, ни переход на инновационные технологии обучения.
(Из речи В. Путина на заседании оргкомитета по проведению Года учителя).
«Я счастлива, что люблю свою профессию. С радостью иду в школу, с удовольствием общаюсь с коллегами и с детьми. Люблю заходить ранним утром в свой кабинет… Думаю о своих детях и хочу, чтобы каждый мой ученик вырос личностью, определившей свою жизненную цель и путь к ее достижению. И я уверенно начинаю свой рабочий день, который может продлиться не только до 5 – 6 часов вечера, но и до 10, а порой и до 12», - говорит Галина Дмитриевна Захарчук, учитель немецкого языка Вагайской средней школы.
О ней как учителе и классном руководителе, об ее авторской программе воспитания коллектива школьников пойдет речь.
Вспоминаю выпуск 2000 года. Из 25 школьников 11 «а» класса 10 человек тогда окончили школу с серебряной медалью, несколько учеников были очень близки к ней, остальные – при минимуме троек.
Впоследствии двадцать окончили вузы, двое – с красным дипломом, пятеро – средние специальные учебные заведения. В настоящее время все успешно работают. Классным руководителем того класса была Г.Д. Захарчук.
«Опыт работы с этим классом, - говорит Галина Дмитриевна, - подсказал мне идею создать собственную программу воспитания «Уходя, оставим свет в тех, с кем выпало расстаться».
Суть ее в том, что она формируется как единый документ, на весь период работы с этим коллективом. А в результате многолетней работы у выпускников должен сформироваться определенный набор личностных качеств.
Следующий выпуск Галины Дмитриевны состоялся в 2007 году. И вновь прекрасный результат: две серебряные медали. А Володя Мищенко, переехавший в Тюмень и окончивший 11 класс в школе №40, сумел и там получить медаль. Из 24 выпускников 20 поступили в вузы, 4 – в ссузы. Галина Дмитриевна считает, что это общий успех всех тех, кто работал с детьми. «Если с помощью психолога я выстраивала внутреннюю линию характера будущей личности, - говорит она, - то учителя-предметники давали ребятам те знания, которые им пригодились по окончании школы и поступлении в учебные заведения». Добавила при этом, что не последнюю роль играет и сотрудничество с родителями.
Сейчас она является классным руководителем 7 «а» класса. Естественно, воспитательную работу с ними строит по доказавшей свою жизнеспособность комплексной долгосрочной программе.
Дети выпуска 2007 года отличаются от детей выпуска, скажем, 2000 года. «Поэтому, получая класс, я изучаю детей, ставлю цель на все 7 лет, до окончания школы. И веду школьников к ее достижению постепенно – год от года», - говорит Галина Дмитриевна.
Методики, технологии, приемы, безусловно, что-то значат. Но не это главное. Должна «прошибать» личность педагога. Детям и родителям важны в нем прежде всего доброта, терпение. Поэтому в числе четырех основным принципов, сформулированных классным руководителем для себя, значатся вера в ребенка, любовь к нему, уверенность в нем, требовательность и справедливость. Слагаемые ее успеха – отсутствие шаблона в работе, оригинальность, может быть, некая педагогическая утонченность.
Галина Дмитриевна умеет находить общее для детей и родителей дело. Ее школьники вместе со своим классным руководителем могут отправиться в путешествие, написать о себе книгу, создать фильм, строить дом из «кирпичей» дружбы, любви, взаимопонимания. К этим делам подключают родителей, учителей, общественность. Каждое мероприятие – звено в цепочке системы, ведущей к конечной цели.
Талант, как известно, не проявляется в чем-то одном. Галина Дмитриевна – человек разносторонний. Ей нравится петь, играть в спектаклях, она пишет стихи. Эти способности позволяют создавать в классном коллективе необычные, выходящие за рамки повседневности воспитательные ситуации.
По признанию Галины Дмитриевны, она «сделала для себя открытие». Оказывается, можно соединить воспитательные задачи урока с внеурочной деятельностью.
«Я хочу, чтобы на мои уроки дети шли с желанием, чтобы в их глазах горел огонь узнавания нового, интересного. Поэтому я сама стараюсь знать больше о стране, язык которой мы изучаем, о ее истории и великих людях и просто о современной молодежи», - говорит педагог.
Поездка в Германию позволила ей сделать фильмы «Природа и ландшафт Германии», «Легенда о вершине горы Броккен», «Школьное образование в Германии», «Рождество», «Достопримечательности Германии», которые демонстрируются на уроках и во внеурочное время.
Дело, которому служит учитель, требует постоянной работы над собой. Лозунг «Хочешь жить в современном мире – совершенствуй самого себя» стал и ее личным призывом. Поэтому моя героиня имеет детально разработанный перспективный план профессионального развития, рассчитанный на продолжительный временной промежуток.
Не углугубляясь в профессиональные тонкости документа, скажу лишь, что комплексная программа воспитания школьников и план самосовершенствования в той ее части, где речь идет о повышении компетентности в области воспитания, пересекаются.
Характерна и тематика мероприятий. В среднем звене (7-8 классы) диспуты «Как остаться непобежденным?», «Откровенный разговор о нас самих», устные журналы «Заповеди нашей жизни», «Роскошь человеческого общения», «Мы выбираем – нас выбирают»…
А в старшем звене и тематика более взрослая: классный час «Я люблю тебя, Россия. Портрет современника», устный журнал «Спешите делать добрые дела».
«Если ты хочешь, чтобы дети были воспитанными, делай все, чтобы они хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках», - считает Галина Дмитриевна и следует этому принципу вот уже более двух десятков лет.
Главные герои в ее кабинете - ученики её класса, которые продолжают традиции прошлых выпусков учителя.
Лет 15 тому назад, когда создавалась школьная детская организация Вагайской школы, ученики Галины Дмитриевны свой коллектив назвали «Fremde Frieden» («Неизведанный мир»), придав ему своим решением статус города.
И отправились «фремдефридовцы» в свое удивительное путешествие в этот мир, где приоритетами стали доброта, взаимопонимание, любовь и уважение.
Городом правит мэрия во главе с мэром, который избирается каждую четверть. Время ее правления должно войти в историю города проведением чего-то оригинального, полезного, интересного, а «летописцы» внесут это в анналы истории класса. Спустя годы, на встрече жителей этого города, они непременно посмотрят фильм о себе «Мир сотворим своими руками», как это делает каждый выпуск Галины Дмитриевны, перелистают страницы летописи событий семи лет – семи лет, проведенных рука об руку с любимым учителем.
Ишмухамет ГАЙСИН