Медиакарта
4:33 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Разговор с ветераном

Разговор с ветераном
15:51 | 19 июня 2012
Источник: Трудовое знамя

В жизни целой страны и в судьбе каждого человека бывают события, которые оставляют след. И след этот – разный. Война сороковых нанесла большую рану советскому народу. И эхо тех страшных лет до сих пор набатом отдаётся в наших сердцах. Ещё сильнее отзвуки фронта слышатся в душах солдат, которые побывали на полях сражений.

…Василий Ефимович Забелин родился и вырос в селе Никулино Сладковского района. По знакомым деревенским улицам бегал с мальчишками и девчонками, учился в школе, играл на просторных полянах. Всё как у многих. А в июне сорок первого – война… Семнадцатилетним пареньком его застала эта страшная весть. Он видел, как уходили на фронт мужчины. Как рыдали, провожая их, женщины и дети. 22 ноября Василию исполнилось восемнадцать. Через месяц он ушёл воевать.

– Сначала полгода мы были в Ишиме, в лагере подготовки. Молоденькие ведь, большинство автомат-то в руках не держали и не видели. А в июне 1942 года нас отправили на Сталинградское направление фронта. Возле города Калач, за Волгой воевали. Я служил в пехоте, – рассказывает ветеран.

Совсем немного времени бывал в боях Василий Ефимович. Вскоре весь его полк попал в окружение, из которого не удалось выбраться. Фашисты угнали их в плен. Больше двух лет они были лишены свободы. Сначала – концентрационные лагеря в Украине, потом – в Германии.

– Вспоминать об этом страшно… На каждой ежедневной проверке нас просто так били палками. Те советские солдаты, кто имел какую-то специальность, умел что-то делать, работали на фашистов. Я не успел до войны получить профессию, поэтому просто сидел в лагере. Это было изнуряюще тяжело… Нас практически не кормили, давали какие-то объедки. Я был такой худой, что, казалось, скоро умру, не выдержу. В лагерях находились не только русские. Я однажды познакомился с французом, к ним, вроде бы, относились лучше. Вот он всегда подзывал меня к разделительной колючей проволоке и через неё тихонько, чтобы не увидели немцы, давал мне хлеб…Вот так и выжил я в плену…– вздыхая, говорит В.Е.Забелин.

Голод, холод, унижения, физическое насилие… Всё пришлось испытать Василию Ефимовичу. Сердце рвалось туда, на передовую, где сражались товарищи, защищали родную землю от врага. А судьба распорядилась иначе, забросив его в застенки лагерей.

В 1945 году пленных перебросили в Восточную Пруссию. В один из дней их загнали на баржу для переправы. И тут прилетели советские самолёты, стали бомбить немцев. В этой неразберихе и суматохе нашим пленным удалось сбежать и прибиться к своим.

– Время было суровое, строгое, шла война. Всякие случаи бывали. Поэтому меня конечно же допрашивали. Дней пять вызывали, я всё честно рассказывал. А потом зачислили в артиллерийский полк, там же, в Восточной Пруссии. И в этой далёкой стране я встретил Великую Победу, – качая головой, рассказывает наш собеседник. Но победный май 45-го не стал для В.Е.Забелина отправной точкой домой. Вернулся он в родное Никулино лишь в марте 1947 года. Затем пошёл учиться на тракториста. А спустя некоторое время Василий женился. – Аня, Анна Афанасьевна, жена моя, носила девичью фамилию Забелина. И я Забелин. Вот так интересно получилось, – улыбается ветеран.

Родились в их семье дочери – Любовь и Надежда. В начале пятидесятых Забелины переехали в Сладково. Всю жизнь трудились, воспитывали детей, жили в своём доме. В.Е.Забелин работал помощником бригадира, на электроподстанции, затем на нефтебазе, автослесарем. Жизнь была полна радостей и огорчений, успехов и преград. Есть о чём вспомнить. А несколько лет назад Василий Тимофеевич остался один.

– Аня умерла. Я три года назад переселился в многоквартирный дом для ветеранов. Дочери, зятья навещают всегда, четыре внука, шесть правнуков радуют. А сейчас вот загружаю вещи и уезжаю в Омск. Решили дети меня забрать к себе, чтобы рядом с ними был, – говорит Василий Ефимович.

– Ты давай, не унывай, удачи тебе! Может, ещё и свидимся, – подбодрил В.Е.Забелина подошедший проститься дедушка, сосед по дому.

– Постараюсь, – улыбнулся в ответ ветеран.

…Всё меньше остаётся тех, кто защищал Родину от фашизма. И если ещё нынешнее поколение может услышать живой рассказ ветеранов Великой Отечественной войны, то через несколько лет будущие школьники узнают о страшных «сороковых пороховых» лишь из книг, из архивных материалов. И некому будет поклониться за мир. Лишь на гранитных памятниках мы прочитаем их имена и мысленно скажем «спасибо».

Нужно успевать говорить слова благодарности пока ветераны рядом с нами. Пока мы можем вот так спокойно посидеть на лавочке и поговорить. Как это получилось у меня с Василием Ефимовичем.

Фото Алексея ШАЦКИХ

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО