Медиакарта
21:44 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Шесть лет позади, пять – впереди

Шесть лет позади, пять – впереди
10:01 | 28 мая 2010
Источник:

«Нефтяная столица» укрепляет нефтеперерабатывающий кластер

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Александр АКСЁНОВ (фото)

В областном центре официально запущена вторая очередь Антипинского нефтеперерабатывающего завода. На открытии присутствовали главный федеральный инспектор в Тюменской области Андрей Руцинский, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, председатель областной Думы Сергей Корепанов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа–Югры Наталья Комарова, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, мэр Тюмени Евгений Куйвашев.

Руководители иностранных и российских банков, нефтяных компаний, проектных институтов, поставщиков оборудования и предприятий-подрядчиков, а также руководящий состав и персонал управляющей компании и работники завода. Всего на церемонию открытия было приглашено 300 человек.

Собственно, вторая очередь Антипинского НПЗ запущена в промышленную эксплуатацию ещё 1 мая, но торжественного пуска не было: чтобы собрать в одном месте такое количество гостей, нужно время.

Огромный экран, где крутился специально отснятый по этому случаю информационный ролик, напоминал, что «Тюменский топливно-энергетический комплекс традиционно занимал ведущее место в экономике России». Сосредоточенные здесь запасы углеводородов позволяют обеспечивать добычу более 72 процентов нефти и 91 процент газа от общей добычи страны. В 2009 году в большой Тюменской области было добыто 311 миллионов тонн нефти и 516 миллиардов тонн природного газа. Тем не менее нефтепродукты завозятся из других областей. В частности, светлые нефтепродукты в объеме около 1 миллиона 200 тысяч тонн – с Омского НПЗ, Уфимского НПЗ и «ЛУКойл – Пермьнефтеоргсинтеза».

Поэтому главным содержанием нового этапа развития областного топливно-энергетического комплекса является увеличение объема и глубины переработки углеводородного сырья. И в этой связи строительство Антипинского нефтеперерабатывающего завода выглядит вполне логично. Поскольку возведение таких масштабных объектов требует огромных средств и значительного времени, то вводят их очередями, каждая из них представляет собой организацию некоего законченного производственного цикла. Напомним, Антипинский нефтеперерабатывающий завод ведет свою историю с июля 2004 года. Проектная мощность переработки тогда составляла 400 тысяч тонн нефти в год. Завод, как и планировалось, развивался, и в результате технического перевооружения по состоянию на 2009 год фактическая мощность первой очереди составила 800 тысяч тонн нефти в год.

С пуском второй мощность переработки достигла 3,5 миллиона тонн в год и до конца года перешагнет рубеж в 4 миллиона. Номенклатура продукции после введения второй очереди составляет дизельное топливо трёх марок (летнее Л-0,2-62, зимнее-35 и арктическое), бензин газовый стабильный, мазут малосернистый М-40 и топливо технологическое экспортное.

Спрос на продукцию очень высокий. Дизельное топливо расходится по всему Уральскому федеральному округу. А прямогонный бензин почти в полном объеме экспортируется в европейские страны. Помимо этого, внушительное количество мазута, отличающегося малым количеством серы и потому крайне востребованного судовыми компаниями, отгружается в порты для заправки отечественных и иностранных судов.

Открыть торжество высокое собрание поручило «основателю и инициатору проекта строительства завода», председателю совета директоров ЗАО «Антипинский НПЗ» Дмитрию Мазурову. Он вышел к микрофону и, обведя взглядом гостей, признался: мол, выступать, в общем-то, не готовился и потому будет говорить, что думает.

Мазуров вспомнил, что очевидная теперь идея, «когда мы с Геннадием Лисовиченко высадились на этом участке десантом», казалась тогда не такой уж очевидной. «Пришлось при согласованиях доказывать, убеждать». И спасибо губернатору Владимиру Якушеву за то, что тот «поверил и поддержал». «Он всегда нас поддерживал». Не преминул Мазуров и поблагодарить руководство банков, что те «поверили и подставили плечо». Поблагодарил подрядчиков, которые «не прекращали работы даже при сложном графике финансирования». «И во всех этих случаях зачастую решающим был личный фактор: невозможно строить такие объекты без взаимного доверия».

Председатель совета директоров рассказывал о ближайших планах. Задачами третьей технологической очереди завода является доведение мощности по первичной переработке нефти до 7 миллионов тонн.

– На первом этапе третьей технологической очереди, – пояснил Мазуров, – будет построена установка ЭЛОУ-АТ-3 мощностью 3 миллиона тонн в год. Для доведения качества дизельного топлива до требований Евро-5 и обеспечения необходимой температуры застывания, с возможностью выпуска зимнего и арктического топлива, будет построена установка гидроочистки дизельного топлива с блоком депарафинации и блоком «аминовой очистки, что потребует строительства установок по производству водорода и производству серы». Срок реализации планов – 2013 год.

Задачами второго этапа третьей очереди является глубина переработки нефти, увеличение выхода светлых нефтепродуктов с повышением качества всего ассортимента выпускаемой продукции.

– Для этого будут введены в эксплуатацию установки вакуумной перегонки мазута, замедленного коксования гудрона, риформинга, изомеризации, ГФУ, которые позволят достичь нужного отбора светлых нефтепродуктов и повысить глубину переработки нефти до 94 процентов, – углублялся Мазуров в технологические тонкости.

Установка риформинга будет доводить качество бензинов до Евро-5 в ассортименте А-95 и А-98, – пояснил Мазуров. – Срок реализации – до конца 2015 года.

Разумеется, реализация намеченных планов потребует привлечения огромных средств, но председатель совета директоров не боится заглядывать столь далеко: «Шесть лет работы уже позади, а пять – впереди».

Выступивший следом губернатор Владимир Якушев подчеркнул, что испытывает очень хорошие чувства, поскольку на юге области работает предприятие, которое занимается глубокой переработкой углеводородного сырья. «Это та задача, о которой мы говорим на всех уровнях. И это та задача, которую ставит перед нами глава государства».

Губернатор коснулся недавней истории, напомнив, что «шесть лет назад здесь был далеко не самый лучший земельный участок (не так близко находились сети). Да и за него ещё нужно было побороться, потому что как только здесь началось серьезное строительство, сразу появились люди, которые предъявили права на этот участок (что, к сожалению, в России часто бывает). Всё это приходилось преодолевать в достаточно жестком режиме. В рамках частно-государственного партнерства нам удалось это сделать».

– Здесь говорилось о третьей очереди, но я надеюсь, что появится и четвертая, и пятая, – сказал Якушев. – От всей души поздравляю коллектив Антипинского завода и благодарю за то, что вы сделали! Губернатор поблагодарил также подрядчиков и инвесторов за то, что те «действительно поверили и предприняли необходимые шаги».

Другие выступающие тоже благодарили и инвесторов, и подрядчиков. Награждал отличившихся работников завода и представителей подрядных организаций генеральный директор Антипинского НПЗ Геннадий Лисовиченко.

–… Недригайлов Василий Иванович, ЗАО «Управление механизации №24», – услышал я знакомую фамилию первого заместителя генерального директора довольно известного в городе подрядчика.

Генеральный директор «Управления механизации №24» Аррас Гилемянов пояснил: предприятие занималось изготовлением и монтажом металлоконструкций: «Эстакады строили, насосную станцию... Да много чего построили. Громадный объект, на нём работали 38 подрядчиков. В основном тюменские».

– Полагаю, награда от Лисовиченко означает приглашение работать на третьей очереди? – поинтересовался я.

– Хотелось бы! – отвечал Гилемянов, встречая с наградой своего подчиненного, который, прекрасно понимая, что она означает, буквально сиял.

После награждений и традиционного разрезания ленточки гости отправились осматривать завод. И здесь действительно открылось то, что построили эти люди. Экскурсия длилась минут пятьдесят. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин по ходу заметил, что «города Ямала развиваются, транспорта становится больше, поэтому продукция Антипинского НПЗ будет востребована». Видимо, его интересовало зимнее и, особенно, арктическое дизельное топливо. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова, которую дефицитное зимнее дизтопливо интересовало, по-видимому, не меньше, поддержала северного коллегу: «Берем!».

И то сказать, потребности в зимнем топливе сейчас едва ли покрываются на четверть. Так что перспективы предприятия более чем обнадеживающие. Особенно если учесть, что Антипинский НПЗ выйдет на «Евро-5».

НА СНИМКЕ: на церемонии открытия.