Медиакарта
0:31 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Удмуртский праздник благодарения

Удмуртский праздник благодарения
10:29 | 20 июня 2012
Источник:

Традиционный летний праздник удмуртов Гербер – своеобразный обряд благодарения в честь окончания весенних полевых работ, пожелания богатого урожая.

В минувшую субботу представители этой финно-угорской общины и родственных этносов разожгли в предместье Тюмени ритуальный костёр, чтобы сварить традиционную в таких случаях пшеничную кашу с гусём, угоститься кумышкой и перепечами да повеселиться от души. Над поляной звенели любимые с детства напевы, гулянье наполнялось народной пляской и играми…

Праздник, согласно исследованиям историков, доставлял вотякам отдых после пашни и посева яровых и перед началом сенокосной страды.

С утра в назначенный день люди ходили по домам, угощали друг друга, пели песни, веселились, постепенно собираясь на большом лугу, где уже были размещены котлы для приготовления каши с мясом. Происходило символическое обращение к богам. Хозяйки, кстати, к этому молению специально стряпали блины… Представители каждой семьи шли в дзэк-квалу (большую куалу) с приготовленными припасами и здесь традиционно угощались специально приготовленной кашей. Причём дзэк-попом (старшим жрецом) читалась молитва об «избавлении от града, червя, пожара и сильных ветров», а также о «ниспослании силы, ловкости и здоровья в предстоящий сенокос». Тексты молитв стары как мир «…пусть каждая соломина вырастет в Гербер в 12 колен!», «…дай нам лёгкости и силы, когда мы выйдем работать-трудиться, во время кошения и просушивания сена, во время метания стогов!». Общие моления происходили от частных и произносились всем селением. Ритуалы обычно совершались после посева льна, а также по окончании сенокоса.

Реальная суть торжества – не столько отдых от весенних трудов, сколько подготовка к уборочной страде, в том числе путём отправления обрядовых действий из области охранительной и производственной магии: крестьянин испытывал потребность в верховном заступничестве в деле сохранения плодов его годичного труда – зерна и сена. И ещё: помимо декларируемой сакральной стороны, устраиваемое во время Гербера, моление имело и вполне прозаическое назначение. За этим праздником в жизни селянина следовал период напряжённейшего, почти круглосуточного труда. Ему надо было управиться и с сенокосом, и с уборочной, и с посевом озимых. Промедление с любой из этих технологических операций оборачивалось недобором урожая и грядущей голодовкой. Поэтому на страду выходили все трудоспособные и работали «до упаду». Это была для них настоящая битва за урожай.

Кроме прочего, участие в Гербере было для каждого селянина и своеобразным отчётом о проделанной вовремя работе и демонстрацией его лояльности общине. Ведь иногда случалось, что хозяин полоски не мог в отведённый срок обработать почву или засеять её, и это должны были сделать его соседи по полю, либо вся община в складчину. Руководствовались вполне меркантильными соображениями: незасеянная полоска зарастала сорняками, которые распространялись по всему полю, что снижало урожайность и требовало дополнительной прополки. «Люди не знают праздников лучше и чище, чем те, что идут к нам из глубины нашей истории: в них нет ни излишнего пафоса, искусственной торжественности, они естественны и органичны», – говорила в этой связи руководитель финно-угорского отдела Дворца «Строитель» Любовь Собянина. И действительно, каждый побывавший на торжестве мог убедиться в этом.

Автор: Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/