Уж сколько копий поломано в борьбе за чистоту и порядок в нашей окружающей действительности, а всё никак не можем избавиться от дурных привычек, сложившихся стереотипов, да и элементарная лень, которая, говорят, родилась раньше нас, тоже даёт о себе знать. Порой и понять-то невозможно, что с нами такое происходит – только-только прихорошимся и тут же снова на старые грабли наступаем.
Уж как мы прибирались к Дню Победы, как «вылизывали» все закоулки, приглаживали колдобины, а буквально на второй день после праздника, чуть разлепив спросонья глаза, вдруг обнаружили, что на наших улицах снова валяются банки, бутылки, что ветер гоняет лопнувшие шарики, старые пластиковые пакеты и какие-то грязные обрывки упаковочной бумаги.
Для интереса кто-то бы посмотрел, какое печальное зрелище представляет центральная площадь районного центра после выходного дня – такое ощущение, что совсем недавно здесь Мамай со своей ордой прошёл. Здесь всё то же самое, что и на улицах, только в концентрированном виде.
А как оно может быть иначе, если разудалая молодёжь ночь напролёт здесь борогозит, устраивает авто-, мотогонки, междусобойчики-разборчики, и не дай Бог попасться им на язык, сделав замечание. От этих эрудитов-акселератов элементарно можно услышать столько неведомого не только о себе, но и о своих дальних предках. И хорошо ещё, если всё ограничится без каких-то последствий для физического здоровья. Самое нейтральное, что можно выделить из обрушившегося словесного потока: «У нас есть кому убирать. Им за это деньги платят».
Вот так и получается, что возле своего дома не прибрали, здесь на площади всё зас…ли, а кто-то должен убирать. И убирают, по несколько большущих мешков мусора каждый день вывозят. Потому как наши дворники-уборщики-мусорщики, своей философией движимые, полагают, что должно же наступить когда-то светлое будущее, люди прозреют и поймут, что в чистоте да опрятности и работать, и отдыхать куда как приятнее, нежели в грязи ковыряться. Наверное, они когда-то где-то и не успевают прибраться, вовремя вывезти мусор из контейнеров, но и их понять можно – за всем уследить невозможно, тем более никто предположить не мог, что мы вдруг станем чистюлями и перестанем сыпать мусор и лить помои в придорожные канавы поближе к соседу, а будем со всего села свозить мешки с мусором в облюбованные контейнеры.
Тут ещё одно обстоятельство об обязательствах сторон всплывает. Помниться, перед весенним авралом по санитарной очистке наших населённых пунктов вроде как обещали наши власти организовать вывоз мусора по всей территории. Но как-то так получилось, что кое-где мешки с собранным мусором уже поросли травой. А сегодня людям заявляют, что они сами должны договариваться с возчиками отходов. Как-то нехорошо получилось – протянули время, вовремя не вывезли, а теперь говорим: «Делай что хочешь, а мусора возле твоего дома чтобы не было. Иначе…!» Он – этот бедолага, может быть, не только свой, но ещё и соседский мусор собрал, чтоб вся улица чистотой светилась, а ему такое. Согласитесь, трудно, пожалуй, будет подвигнуть этого человека на новые благоустроительные подвиги.
Чего-чего, а тянуть время мы умеем. Ещё куда ни шло, умение бы это было нам впрок, так нет же. К месту, наверное, история будет с тополем, что вырос на ул. Тюменской районного центра.
Ещё в апреле 2010 года жительница дома, рядом с которым вымахал этот исполин, потакаемая своими соседями, тоже терпящими немалые неудобства от этого «баобаба», направила в администрацию сельского поселения письмо с просьбой спилить явно пережившее свой век дерево.
К чести их, власти отреагировали на письмо незамедлительно, о чём уведомили просителя письменно – письмо де переслали в электросети для принятия мер. Что там и как, никто ничего вразумительного сказать не может, но и по истечении двух лет тополь стоит и по сей день. Мало того, что это доставляет серьёзные неудобства для жителей, как в виде аллергической реакции на пух, постоянно обламывающихся веток и прочего, так ещё и существует угроза возгорания опавшего пуха от случайно оброненной сигареты.
Когда во время урагана ветками дерева были замкнуты и оборваны провода электролинии, а кое у кого перегорели электроприборы, страдальцы воспрянули было духом, что вот он пробил последний час этого тополя-долгожителя. Но электрики во время ремонта только чуть обкорнали крону дерева, и сегодня тополь «колосится» пуще прежнего.
Кто-то сегодня возьмётся определить степнь настроенности этих людей на благоустройство, если они видят такое наплевательское отношение к их проблемам со стороны администрации села?
Сколько разговоров ходило о судьбе старого рынка в Нижней Тавде, приказавшего долго жить. Сожаления и переживания по поводу его сноса можно услышать и сегодня. Ну да ладно, всё разобрали, разломали, нужное вывезли, а горы хлама остались, и до них, судя по всему, дела никому нет.
Это мы только примеры «выдёргиваем» по Нижней Тавде, а подобных проблем в большинстве наших населённых пунктов пруд пруди. Здесь, пожалуй, неприемлемы чисто математические подсчёты кто, кому и сколько должен. Благоустройство должно быть заботой общей, и решать эти проблемы нужно сообща, не откладывая в долгий ящик.