Каждый автовладелец, наверное, хоть раз, но задавался почти гамлетовским вопросом: «Газ или бензин? А может, стоит перейти на альтернативное топливо?». Особенно, если цены кусаются.
Любой автомобиль, работающий на бензине, может делать это и на газе. Причём газ этот – не тот, что в плитах на кухне, а сжиженный пропан-бутан.
Обратившись за помощью к всезнайке-Интернету, удалось выяснить, что нигде в мире не выпускают машины, работающие только на «голубом топливе». Даже двигателей, созданных специально для работы на газе, в мире практически нет. Исключение: в середине девяностых одна из финских компаний, занимавшаяся производством спецтехники, начала выпуск мусоровозов, двигатели которых работали только на газе. Дело в том, что водителям таких машин приходится долгое время стоять у выхлопной трубы, загружая контейнеры в нутро машины. Вот как далеко может зайти забота о человеке! Хотя, как говорят эксперты, проще было вывести в другую сторону выхлопную трубу. Но финны, вероятно, заботились также и об экологии.
А не так давно в России стали появляться фирмы, которые предлагают новые отечественные автомобили с уже установленным газовым оборудованием – в основном это классические «Жигули» и «Волги». Они, конечно, дороже, чем их бензиновые двойники, но в итоге купить такую машину получается дешевле, чем приобретать сначала автомобиль, а потом отдельно ставить на них газовую систему.
ГАЗ ИЛИ БЕНЗИН?
Интересно, а что по этому поводу думают наши земляки, выбирая топливо для своих «стальных коней»?
– Считаю, что для жителей сельской местности бензин обходится дешевле. Литр АИ-92 стоит 21 рубль 30 копеек. «Восьмидесятый» – 19,50. А дизельное топливо – двадцать рублей. Конечно, каждый кулик своё болото хвалит. Но на нашей АЗС тонна «девяносто второго» за сутки расходится, полтонны – «восьмидесятого» и столько же – «дизельки», – рассказал предприниматель С.А.Жуков. – Лично я езжу на бензине.
– В 2005 году установил газовое оборудование на все хлебовозки. Система в то время стоила 12000 рублей. Все затраты окупились за первый месяц. При экономии до сорока процентов на транспортные расходы наше предприятие и удержалось на плаву, – говорит Е.Н.Крапивин, директор Новоандреевского ХПП.
– На личный транспорт поставил итальянское оборудование, теперь пользуюсь «голубым топливом». Экологично и экономично. Цена на газ колеблется обычно от 11 рублей и чуть выше. Считаю, что с каждым годом интерес к данному виду топлива у населения растёт. Также есть несколько предприятий, транспорт которых работает на газе. Заправляются у нас не только местные жители, но и ишимцы, омичи, – высказал своё мнение А.Т.Чикунов, начальник Сладковского производственно-эксплуатационного участка Восточного треста ОАО «Тюменьмежрайгаз».
– Мой автомобиль работает на бензине. Самое главное, это соблюдение всех правил безопасности. Не стоит рисковать и кустарным методом – устанавливать газ на машину. Пусть этим занимаются специалисты, – поделился мне- нием А.В.Мокрушев, начальник ОГИБДД ОВД по Сладковскому району.
ЕДЕМ ДАЛЬШЕ: ПЛЮСЫ
При работе на газе износ двигателя уменьшается на 15-20 процентов. Бензиновая смесь, впрыснутая в цилиндры, смывает плёнку масла на его стенках, газ – нет.
На газе «движок» работает значительно «мягче», бесшумнее, так как октановое число пропан-бутана не 92-95, как у бензина, а 105. Уменьшается нагар на свечах, а ресурс их увеличивается на сорок процентов. Продлевается и срок службы масла. Его можно менять не через 10000 километров, а через 15000.
Газ более экологичен. На нём окружающая среда засоряется в три раза меньше, чем на бензине. А свинца в газе вообще нет.
Летом с газовой системой меньше мороки, чем зимой: двигатель меньше греется, меньше расходует топлива.
МИНУСЫ: КУДА БЕЗ НИХ?
При работе на газе мощность двигателя снижается процентов на десять. Но, как отмечают специалисты, после грамотной регулировки потерю мощности можно свести к цифре «шесть».
Часть багажного отсека нужно отдать «второму бензобаку» – баллону с газом. А объём у него немаленький – от 50 до 100 литров. Хотя сейчас начали выпускать круглые баки на 45 литров, точно вписывающиеся в пространство диска запасного колеса, которое в итоге вообще не занимает объём багажника. Видимо, спрос рождает предложение.
А НЕ ВЗОРВЁТСЯ?
Именно боязнь взрыва многих отвращает от, казалось бы, выгодного со всех сторон газа как топлива автомобиля. Да, происходили такие случаи. Но в далёком прошлом, когда системы были не столь совершенны, как сегодня. Есть такие случаи и теперь – когда водитель уж совсем лишён ответственности, обоняния и плюс к тому имеет систему, которая газ при утечке автоматически не перекрывает.
Не стоит паниковать от малейшего запаха газа в салоне. Дело в том, что для того, чтобы газ взорвался, требуется в воздухе такая его концентрация, что у вас появится ощущение, что дышите одним сплошным газом, а не воздухом.
«АССОРТИ НЕ ЖЕЛАЕТЕ?»
Каждый автовладелец решает сам, каким топливом заправлять машину, но некоторые переходят на так называемое ассорти, используя и бензин, и газ. Кстати, прогресс не стоит на месте. Поговаривают, что в мире появился новый вид топлива – абсолютно экологичный и экономичный – биодизель. Но это уже совсем другая история.
Анастасия ГАЦАЕВА