Медиакарта
7:21 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Малышкина школа

Малышкина школа
08:59 | 22 июня 2012
Источник: Наша жизнь

Провожая своего ребёнка в первый класс, каждый родитель беспокоится за него. Как малыш будет учиться, понравится ли ему первая учительница, классный коллектив, подружится ли он с детьми? Насколько болезненным в психологическом плане может быть переход из детского сада в школу? На эти и другие вопросы родители сразу не найдут ответов. Но совет в этом случае педагоги могут дать один: ребёнка нужно готовить к школе заранее. Для этого в 2011-2012 учебном году в Казанском районе появился новый проект под названием «Малышкина школа».

Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Главная задача, которая стоит перед учителями и родителями, – создать общую положительную установку по отношению к школе и учению. Такая установка нужна для того, чтобы маленький ученик мог легко войти в новый для него ритм жизни, приспособиться к требованиям школы.

Ребёнок приходит в школу из семьи. Его радости и неудачи в первые годы обучения во многом связаны с тем багажом знаний, умений и психологических навыков, который он приносит из дома. Так чему же учить ребёнка, чтобы он правильно развивался и был готов к школе?

– Родители иногда вырабатывают у своих детей ошибочные навыки: малыши считают на пальцах, неправильно держат ручку, неверно произносят звуки, – говорит заместитель директора Казанской школы Л.П. Канюкова. – Переучить таких детей сразу бывает очень трудно. В первую очередь необходимо ещё до школы сформировать у ребёнка ряд простых привычек: здороваться и прощаться, благодарить за оказанную помощь, научиться правильно оформлять просьбу с использованием слова «пожалуйста», воспитывать у него чувство ответственности при выполнении какого-то дела, внимательность по отношению к людям, привычку сдерживать свои порывы.

Вместе с тем педагоги предостерегают взрослых от ошибки, которую те зачастую совершают: не надо раньше времени «загружать» ребёнка школьными премудростями. Главное для него – быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, последовательно и настойчиво идти к поставленной цели.

Любознательность, развитое мышление и хорошая речь – важные качества для будущего первоклассника. Чтобы развить всё это, необходимо провести для ребёнка такие нескучные занятия в игровой форме, которые увлекут малыша, будут для него интересными.

– Нужно дать ребёнку в игре проявить выдумку и смекалку, быть активным и инициативным. И тогда у него появится уверенность в себе. Самое главное в таких занятиях – похвалить малыша за успехи, подчеркнуть его достижения и воздержаться от порицаний за его ошибки, – говорит Лариса Петровна Канюкова.

«Малышкина школа» – это практические занятия для будущих первоклассников. Проводить их будут школьные учителя. Цель у педагогов одна – подготовить ребёнка к школе. В понятие «подготовка» входит развитие речи, интеллектуальных способностей, познавательной активности, формирование внутренней позиции будущего школьника. В программу «Малышкина школа» включены многие разделы: подготовка к обучению грамоте, письму, развитие речи, мелкой моторики рук, развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений, конструкторских способностей, рисование и лепка.

В Казанской школе в этом учебном году для 27-и детей уже проводились занятия по подготовке к школе.

Занятия длятся по 25 минут, проводятся они по субботам. Все ребятишки были поделены на группы по десять человек в каждой. Основными занятиями были следующие: чтение и развитие речи, письмо, математика и участие детей в работе объединения художественно-эстетического направления «Волшебники». С детьми работали как опытные преподаватели (С.Н. Новосёлова, Т.С. Кучнерова), так и молодые педагоги (О.А. Тютюнникова, Н.С. Рыжкова). Кстати скажу, что для занятий по рисованию, лепке и конструированию родители ничего не покупали. Канцелярскими товарами детей снабдила бесплатно школа.

Одно из ведущих направлений работы в «Малышкиной школе» – развитие речи. Однозначно и с уверенностью можно сказать, что самостоятельно родители в домашних условиях своего ребёнка этому не научат. Программа, по которой строятся все занятия, предполагает не только обучение чтению, но и овладение звуковым синтезом слов, развитие слуховой памяти и внимания, правильное произношение всех звуков родного языка, уточнение, обогащение, активизация словарного запаса. Дети учатся пересказывать небольшие тексты, сказки, составляют по картинкам рассказы, объясняют смысл загадок, учат стихи, произносят скороговорки.

Словом, на занятиях каждый ребёнок учится правильно строить речь. Он не только говорит сам, но и внимательно и доброжелательно выслушивает своих товарищей.

В конце учебного года в Казанской школе среди родителей будущих первоклассников, посещавших «Малышкину школу», было проведено анкетирование. Мамы и папы ответили на вопросы, оставили свои пожелания.

Некоторые будущие первоклашки сначала шли в школу с неохотой, боялись оставаться в классе с незнакомыми людьми. Но потом они познакомились, быстро адаптировались и включились в работу. Занятия детишкам очень понравились. Родители отметили, что желание учиться в школе появилось почти у всех будущих первоклассников. Более того, мамы и папы посчитали необходимым дополнительно проводить для ребятишек уроки физкультуры и дать задания детям на лето. Словом, новый проект «Малышкина школа» оказался нужным для всех – и для родителей, и для деток.

Кстати говоря, учителя уверены в том, что родителей (так же, как и детей) нужно готовить к школе. На родительских собраниях их знакомят с теми школьными программами и учебниками, по которым дети будут получать образование, рассказывают им об особенностях обучения. Главная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, – создать положительную атмосферу для малыша. Но ребёнок должен конкретно знать, что в школе он будет не только гулять, играть (как было в детском саду), но и много трудиться. А учитель призван ему в этом помочь. Такая установка для ребёнка сделает поступление в школу радостным и ожидаемым событием.

Автор: Тамара НОСКОВА