Медиакарта
9:23 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новые истории старого города

Тобольск – столица Сибири. Это, когда-то верное с любых точек зрения, утверждение со временем набирает новый вес и звучание. Те, кто был в городе менделеева и Ершова лет пять назад, сегодня с удивлением обнаружат значительные изменения. особенно это заметно в историческом центре города – на территории Тобольского кремля. Город, расположенный в ста километрах от Ярково, превращается в федеральный туристический и культурный центр. одна из примет динамичной территории – регулярные форумы, выставки, фестивали. С 24 по 25 мая Тобольск встречал очередных гостей в рамках XII межрегионального фестиваля «Православие и СМИ».

День первый. Тобольск

Фестиваль начался с Божественной литургии в Софийско-Успенском соборе и молебна на начало добрых дел. Затем состоялся круглый стол, посвященный поискам чудотворной иконы Абалакской Божией Матери. До сих пор не найдены первообраз и ранние копии иконы. Председатель Тобольского комитета по туризму Александра Стрункина рассказала, что для поиска святыни создан оргкомитет, сформирован перечень архивных документов с 1863 по 1908 годы. Поисковики активно задействуют Интернет: информация размещена на туристических ресурсах, создана группа «ВКонтакте». Работа уже принесла первые результаты: организаторы обнаружили данные о дневнике жителя села Абалак. В нем содержатся сведения об иконе, размерах оклада и его примерной стоимости. Также найдена информация о случаях исцеления и первом крестном ходе с чудотворным образом. Адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерихс, Пепеляев – все они молились у Абалакской иконы. Недавно один из жителей области выразил готовность передать Абалакскому монастырю два списка чудотворного образа XVII-XIX веков. Кстати, есть и весьма интересные версии относительно нахождения иконы. Так, тюменский краевед Александр Петрушин считает, что икону из Тобольска не вывозили, а спрятали в одном из подземных ходов Знаменского монастыря.

Судьба чудотворной иконы, освоение Сибири Ермаком, становление Тобольска и ловля стерляди на Иртыше – первый день фестиваля завершался самоварным чаепитем и разговорами на Софийском дворе Тобольского кремля, куда гостей пригласил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.

Как исчезла икона?

Есть документы, позволяющие отследить перемещения иконы незадолго до исчезновения. Известно, что в декабре 1917 года, накануне Рождества, икону как бы тайно привезли в Тобольск. Об этом событии писали все газеты того времени. Об этом свидетельствуют документы самого монастыря. Напомним, что в Тобольске в то время находился Николай II с семьей. Вскоре святыню вернули в Абалак. В 1918 году состоялся традиционный крестный ход с иконой. На город стремительно наступала Красная армия. Тобольск пустел: ценности грузились на пароходы, отправлявшиеся до Томска. В период крестьянского восстания образ снова принесли в Тобольск. Как писала одна из газет того времени, на первом заседании крестьянского городского правительства икону Абалакской Божией Матери передали новому совету. Возможно, это был и не первоначальный образ. Тем не менее кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири Тобольской биостанции РАН Надежда Загороднюк высказала гипотезу, что в 1921 году чудотворный образ все еще находился в монастыре. Через год монастырь разграбили, а братия, обвиненная в сокрытии ценностей и антисоветской агитации, подверглась репрессиям. Выжили единицы. При передаче обители обновленцам, чудотворной иконы в описях уже не было.

Согласно версии, опубликованной на сайте епархии, В 1918 году епископ Мефодий с адмиралом Колчаком на теплоходе увозят икону из монастыря. Имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. Лишь спустя почти 80 лет стало известным место нахождения иконы - австралийский город Сидней, храм Покрова Божией Матери. Сюда она была привезена генералом Белой армии Михаилом Константиновичем Дитерихсом (1874-1937).

День второй. Абалак

Тех, кто приехал в Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь впервые, видно сразу. Выйдя из машин, они первым делом бегут к краю холма и впиваются изумленным взглядом в бесконечные просторы. Курганцы, челябинцы, свердловчане начинают одинаково беспрестанно фотографироваться и, каждый по-своему, выражать восхищение открывшимся видом. Насмотревшись и надышавшись, все оборачиваются - и вот они, купола храмов Абалакского монастыря.

История монастыря – это буквально история освоения Россией новых земель. Ознакомиться с ней можно на сайте Тобольско-Тюменской епархии. Скажем только, что во время татарского владычества в Сибири, до покорения ее Российской державой, Абалак был татарским городком и название свое получил, полагают, от имени одного татарского князя Абалака, сына сибирского хана Мара.

Вот она, связь времен и этносов. Насыщенная программа фестиваля не оставляла времени перевести дух. и отправились на экскурсию по территории монастыря. В роли гида выступил наместник Абалакского Свято-Знаменского монастыря игумен Гермоген. Думается, многим надолго запомнится узкий коридор подъема на колокольню храма преп. Марии Египетской и набат в «колокол гласности». Звук, хоть и громкий, но чистый и насыщенный.

После экскурсии состоялся круглый стол, темой которого стало преподавание в школе модуля «Основы православной культуры». Напомним, что преподавание «Основ религиозных культур и светской этики» начнется в школах с этого года. Предмет будет разделен на шесть модулей. Один из которых и будет православным.

– В основах православной культуры даются представления о добре и зле, жизненные ориентиры, а это и есть главное, – заметил кандидат богословия иерей Вадим Базылев. – Хотелось бы вернуться к тем нравственным устоям тысячелетней культуры, которая способствовала формированию Российского государства.

Некоторые выступающие участники круглого стола отметили, что есть случаи, когда в школах на родителей оказывалось давление – преподают предмет учителя и у каждого педагога есть свое мнение относительно того или иного модуля. При этом родители не всегда владеют полной информацией о содержании курса. Православная культура неразрывно связана с историей России, и, как отметил иерей Вадим Базылев, модуль «Основы православной культуры» - это главным образом культурологический предмет, более емкий и интересный, чем безликая светская этика.

Завершился форум награждением лучших журналистских работ, представленных на конкурсную программу фестиваля. Гостеприимный Тобольск простился с гостями до следующего года. Хотя нам, ярковчанам, можно в любой свободный день сесть на автомобиль, автобус или мотоцикл и посетить этот древний, но меняющийся город.

Автор: Евгений ЗЕМЕРОВ