На деревне, что ни говори, а социальная обустроенность похуже, чем в городах. Ни тебе театров, ни тебе домашнего благоустройства… Да Ивана Ивановича Трухачёва заядлым театралом и не назовёшь.
– Мне больше по душе реальная природа и реальная жизнь, – говорит сам Трухачёв.
Охота, рыбалка – это его увлечения. И не тянет его в город от этих утренних зорь над озером, от покрытых морозным инеем берёзовых перелесков с заячьими тропами. Это красота извечная и нерукотворная. В ней всего поровну: и удобств, и препятствий. Как в самой жизни!
А работает уже четыре года Иван Иванович слесарем по ремонту моторов на ООО «Маслянское АТП».
– Хоть «кировский», хоть автобусный двигатель – любой! – к жизни верну, – не ради хвастовства, а ради объективности говорит Трухачёв.
В автоколонне его знают, как технического умельца. Были, правда, и до него здесь мастера, которые из старого автобуса могли почти новый сделать, сами с помощью газосварки и листового железа кузова для них мастерили, красили, но нет уже их, к сожалению… А Трухачёв действительно слесарь не без таланта.
– Сейчас двигатели пошли иностранные – на миллион километров пробега гарантия. Вот такие я ещё не ремонтировал, – говорит Иван Иванович и, очевидно, такое является его мечтой. Противопоставить свой кустарный труд целой промышленной отрасли с электронным контролем, точными расчётами, замерами, станками… А он вот возьмёт да сделает не хуже! Чего в таких стремлениях больше, честолюбия или возвышенности мыслей? Кто тут разберёт! Скорее всего, в человеке они не живут раздельно, одно с другим сплетается, становится общим, объединяющим.
Но, наверное, такие стремления ему больше диктует техническая сторона вопроса.
– Я ведь – самоучка… После армии ремесло сам познавать стал. Механизатором, электриком, регулировщиком топливных аппаратур для дизелей работал, – вспоминает Иван Иванович.
Цех по ремонту двигателей в автоколонне с заводским не сравнить. Из оборудования – кран-балка да самодельный стенд обкатки моторов на холодную, без заводки. В таких условиях действительно нужно немалое мастерство, инженерная (не в смысле должности, а в смысле подходов) сообразительность, чтобы, пусть и из готовых запчастей, но отремонтировать, отрегулировать тот же тяжёлый «кировский» двигатель. Есть у Трухачёва напарник – Николай Александрович Давыдов. Вдвоём и «маракуют», пристраивают… Но ведущим «конструктором» является всё-таки Трухачёв.
Ивану Ивановичу до пенсии пять лет. Кто знает, может, успеет исполниться его мечта. Вызовет начальник автоколонны и предложит:
– А не пора ли тебе, Трухачёв, «миллионник» иностранный к жизни возродить?
Есть уже такие двигатели на автобусах предприятия – надёжные, но ведь не вечные… Нет, пусть ходят благополучно, но с техникой всякое бывает – имеет свойство ломаться! Тогда он и этот освоит, в «нутро» заглянет.
Экономические показатели года подводятся не сразу. Рентабельно, убыточно? Экономисты ООО «Маслянское АТП» говорят, что будет небольшая прибыль. Есть тут вклад не только водителей, управленцев, но и тех же слесарей. Без ремонта каждый двигатель пришлось бы менять на новый, а он – игрушка весьма дорогостоящая. Экономика из разных «мелочей» складывается.
Так или иначе, но Трухачёва до сих пор считают человеком полезным, необходимым.
Валерий СТРАХОВ
Фото Анастасии ГАЦАЕВОЙ