Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе не новинка. Сохранение здорового потенциала подрастающего поколения – одна из важнейших задач просвещения. Большое внимание уделяется тому, чтобы ребёнок на уроках, переменах, на внеклассных занятиях, мероприятиях чувствовал себя комфортно и психологически, и физически. Мы побывали в Усовской средней школе и поговорили с педагогами о том, как здесь заботятся о ребятах.**
Как только мы вошли в школьное здание, сразу увидели парты и стулья, которые стояли в фойе.
– Во всех кабинетах у нас имеется ростовая мебель. В начальных классах парты одноместные, в старшем звене – двухместные. Только в кабинете физики не было специальной мебели. Сейчас мы привезли восемнадцать столов и стулья к ним. Теперь всё укомплектовано, – пояснила директор А.А.Чудинова.
Специализированная мебель очень удобная. Можно подобрать высоту парты, стула по росту каждого ученика. Не страдает осанка, снижается усталость во время уроков, не портится зрение. Плюсов много. А для малышей и вовсе предусмотрены одноместные парты. Школьники не мешают друг другу, они по своему желанию располагают на столе учебник, тетрадь. Вспоминаю свои ученические годы, как с соседом постоянно, что называется, «делили территорию». Теперь такого нет.
В тот день, когда мы были в гостях у усовских школьников, нам показалось, что в здании немного прохладно.
– Мы просто привыкли дома к очень тёплой, даже жаркой температуре, поэтому кажется, что холодно. Отмечу, что в школе поддерживается необходимый температурный режим, – ответила Александра Анатольевна.
Для удобства школьников важны не только хорошая мебель, но и правильное освещение кабинета, необходимое расстояние парт от доски.
– У нас всё соответствует нормам. Проведены нужные замеры в компьютерном классе. Практически в каждом кабинете висят таблицы с разными цветными стрелочками, чтобы проводить специальную гимнастику для глаз. Не забывают учителя и про физкультминутки, паузы отдыха во время уроков, – рассказала социальный педагог школы В.А.Володина.
Валентина Анатольевна сказала также о том, что на переменах кабинеты проветривают. Уделяется внимание даже колеру цветочных горшков. Цветовая расцветка кашпо для комнатных растений не должна раздражать зрение, быть слишком яркой, вызывающей. Только тёплые, «спокойные» тона.
– Сейчас во многих образовательных учреждениях со стен убирают практически всю наглядность. Ничто не должно отвлекать ученика на уроке. Белые стены, жалюзи на окнах.
Как у вас? – поинтересовались мы.
– Да, стараемся тоже сократить до минимума наличие на стенах классов различных плакатов, таблиц, портретов учёных, писателей. Теперь и нет большой необходимости в этом. Интерактивное оборудование позволяет показать нужные материалы на занятиях. Ушло то время, когда учителя доставали запылённые рулоны с наглядностью и развешивали на доске. Что же касается жалюзи, то они есть во многих кабинетах. Думаю, вскоре мы приобретём их во все классные комнаты, – пояснила А.А.Чудинова.
В настоящее время в образовательной программе предусмотрены два часа в неделю занятий физической культурой. В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев говорил: «Уже в 2010 году будет введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю, и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей». Увеличение времени для физических нагрузок даст положительный результат.
– Думаю, что любой ребёнок скажет только «Да!» такой инициативе. Ребята ведь очень любят бегать на лыжах, коньках, играть в футбол, в другие подвижные игры, – улыбаясь, говорила В.А.Володина.
Важным компонентом здоровьесбережения является школьное питание. Сбалансированность обедов особенно влияет на растущий организм детей. Учитываются разнообразие блюд, их качественное приготовление.
В Усовской средней школе (как и во всех остальных в нашем районе) питаются все ученики. На индивидуальном обучении находятся три ребёнка из Пелевина. Им предоставляют набор продуктов на сумму, равную той, на которую питаются ребята в школе.
– В рацион питания входят овощи, выращенные на пришкольном участке. В компоты, чай, кисели добавляем аскорбиновую кислоту. Хлеб на столы ребятам поступает витаминизированный. Ещё предусмотрен дополнительный завтрак – это третье блюдо и выпечка. Его получают все 165 наших школьников, – добавила Валентина Анатольевна.
Сберечь здоровье детей – важная задача педагогов, родителей, воспитателей. Необходима совместная деятельность в этом направлении.
**Елена Данильченко
Фото автора**