Медиакарта
11:08 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

В Онохинской школе изучили книжные интересы учащихся

Ещё в недалеком прошлом образование было ориентировано на книжную культуру. Но сегодня приобщение школьников к чтению и образам высокой литературы становится проблемой. Интернет, компьютерные игры, телевидение, продукция шоу-бизнеса стали конкурентами серьёзной книге на поле информационного влияния на человеческие души.

В школьном возрасте чтение является главным видом учебной деятельности, дополнением к ней в свободное время является чтение художественной литературы. Но интерес к книге, тяга к чтению с каждым годом становятся ниже. Налицо и тенденция снижения грамотности. Результаты ЕГЭ дают тревожную картину: учащиеся не справляются с заданием определить главную мысль текста.

Работники библиотеки и педагоги русского языка и литературы Онохинской средней школы провели опрос-анкетирование среди учащихся 6-9 классов (150 человек). Использовали в анкете два индикатора: жанровые предпочтения в художественной литературе и степень лёгкости выражения мнения на уроках литературы.

Выяснилось, что наиболее предпочитаемыми в подростковой среде являются фантастика, приключения и мистика. Характерно, что популярность этих жанров с возрастом снижается. Если в 7-8 классах фантастику предпочитают 15 процентов ребят из числа опрошенных, то в девятом классе 6,5 процента. В то же время среди учеников с хорошими оценками по литературе более популярны жанры исторического или философского романа. Для учащихся 8-а и 9-а классов мотивом для чтения художественного произведения служит его включённость в школьную программу. При этом видно, что на рубеже 8-9 класса происходит выраженная переориентация от внешних мотивов (советов родителей, друзей, учителей и так далее) на значимость эмоциональных переживаний самих подростков, которые возникают в ходе чтения художественного произведения.

Свободно выражают свои чувства и эмоции 13,3% шестиклассников, 22% семиклассников, более 32% учащихся восьмых классов и более 35 процентов девятиклассников.

Анкета показала, что подростковая стадия чтения отличается неустойчивостью и с точки зрения читательского развития - это переходный этап от младших к старшим. В этот период чтение перестаёт быть интересным, снижается интенсивность чтения. Так, если среди младших школьников доля тех, кто не прочитал ни одной книги за три предшествующих месяца, составила три процента, то среди учащихся среднего звена - до 10%.

У части подростков формируется отношение к чтению как скучному и ненужному занятию. На вопрос: "Нравится ли мне читать?" ответили положительно только 13,3% шестиклассников, 22% семиклассников, 32% учащихся восьмых классов и 35 - девятых. Из ответов можно также заключить, что читают, так как этого требуют учителя и родители, 15 процентов учащихся шестых классов, четверть семиклассников, 17 процентов учащихся восьмых классов и 16 процентов девятиклассников. В ненужности чтения уверены 1,3 процента шестиклассников, более 8% ребят седьмых классов, 1,7% - восьмых, 1,7% - девятых. И все-таки обрадовало, что число детей, относящихся к чтению, как к ненужному занятию, всё же очень мало.

На основании опроса можно утверждать, что 43 процента ребят, участвовавших в анкетировании, не считают чтение скучным занятием. Среди любимых жанров онохинских школьников - фантастика, приключения, популярная и познавательная литература, книги о спорте, искусстве, природе и так далее. При этом чётко вырисовывается серьёзная проблема - нужную книгу не всегда можно найти в школьной или сельской библиотеке. Книжные фонды маленькие, а библиотечный фонд сельской библиотеки обветшал на 65 процентов.

В школьной библиотеке не хватает классики, литературы для внеклассного чтения. О каком качестве преподавания литературы может идти речь, когда у ребят вместо 25 книг школьной программы может быть только 5.

Чтобы привлечь ребёнка к чтению, без новых книг не обойтись. Школьная библиотека регулярно проводит мероприятия по развитию читательского интереса у детей: беседы, обзоры, викторины, устные журналы, книжные выставки, посвящённые творчеству писателей, искусству, спорту, великим событиям прошлого, знаменитым учёным. Но все эти мероприятия не могут заменить разнообразие книг и периодических изданий, необходимых подросткам для самостоятельного чтения. Кроме классики необходимы издания о современной жизни, которые бы положительно влияли на выбор их будущего пути.

Работники библиотеки благодарны премьер-министру В.В.Путину за инициативу в издании "Российской энциклопедии" и 100-томника "Классика", пополнивших фонды школьных библиотек, но этого недостаточно.

Академик Д.С.Лихачёв сказал: "Жив народ, пока жива библиотека". Следовательно, умрёт библиотека - не будет ни прошлого, ни будущего. Чтобы этого не случилось, библиотекам, как воздух, необходимы новые книги.

Галина ГОЛУБЬ,

Онохинская средняя школа.