Места здесь красивые. Пригорок, обрамленный липняком, ниже еловый лес простирается насколько хватает взгляда. Знали люди в старину где селиться: чтоб и поля, и луга, и лес... И все это было в гармонии, удобно, поблизости. А в целом радовало глаз и душу.
В старину-то знали, да советские власти решали по-своему. Деревня Никольская, что в новоалександровской стороне, в свое время была признана «бесперспективной» и жители переселены кто куда. Только старожилы и помнили, что вот здесь, на пригорке, стояла когда то обычная сибирская деревенька.
Впрочем, почему стояла? И сейчас здесь четыре дома с надворными постройками, теплицами и даже с солнечными батареями. Только дома эти новые.
На подходе к одному из домов нас с фотокором встретила огромная собака. Особой агрессивности не проявила, однако и в дом не пустила, добросовестно неся свою сторожевую службу. На ее лай вышел хозяин. Знакомимся. - Александр Николаевич Почивалин, житель деревни Никольская, - представился он.
Первое что нас интересует - солнечные батареи, смонтированные на одной из построек близь жилого дома. Оборудование в наших краях редкое, если не единственное. До этого я, например, видел их только в солнечной Греции. А тут в сибирской деревеньке...
-
Электролинии здесь нет, - поясняет Александр Николаевич, - поэтому встал вопрос об альтернативном источнике энергии. Порылся в интернете. Ветряки или солнечные батареи? Ветряные генераторы сложны в монтаже и обслуживании, а солнечные намного проще. Приобрел их. Четыре штуки. Каждая вырабатывает 175 ватт. Этого хватает на все бытовые нужды: освещение, электроприборы. Если нужно запустить что-то энергоемкое, например, деревообрабатывающий станок, то запускаю обычный генератор. Он у нас тоже есть.
-
А как же в пасмурную погоду или ночью? - интересуемся.
-
В пасмурную погоду батареи все равно вырабатывают энергию. А на ночь? В комплект оборудования входит аккумулирующая система, и накопленная энергия расходуется ночью. Да почему все обо мне? Пойдемте знакомиться с остальными жителями нашей Никольской.
Уже в сопровождении Александра Николаевича подходим к другой усадьбе. Здесь не менее большая собака уже более дружелюбно встречает гостей. «Все-таки с ними свой человек, а значит, все в порядке», - проследил я ход собачей мысли.
- Дмитрий Николаевич Горячев, - отрекомендовался вышедший навстречу хозяин. - Проходите в дом.
Это предложение, честно скажу, порадовало, потому как день стоял солнечный и жаркий, а это раздолье для всех обитающих в наших краях насекомых, которые не давали спокойно поговорить.
Семья Горячевых немаленькая - у Дмитрия Николаевича с женой Ниной Викторовной трое детей -Семен, Полина и Никодим. Никодим уже местный, никольский, поскольку родился здесь, в деревне. Причем буквально именно здесь - прямо дома.- Не боялись рожать в домашних условиях? - задаем нескромный вопрос.
- Я уже третьего рожала, - улыбается женщина. Что мне бояться-то? Опыт есть.
Дом Горячевых небольшой. Срублен по собственному проекту хозяина. Просторная кухня, имеется вся необходимая бытовая техника. Многое сделано своими руками.
- Все, кроме печки и сруба, делали и продолжаем делать сами, - опережая наш вопрос, рассказывает Дмитрий Николаевич.- Это я за всех говорю. Просто больше некому. Поэтому в нашей деревне каждый и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Вот и задаем наш главный вопрос - почему же именно данное место выбрано для жительства (ведь ни электроэнергии, ни других коммуникаций, ни магазина, ни даже нормальной дороги здесь нет), зачем все это? Для чего такие трудности-то преодолевать? Оказалось все просто и не так таинственно как кому-то хотелось бы (об этом ниже). И Почивалин, и Горячев - северные пенсионеры. Отработав на севере области много лет и выйдя на заслуженный отдых, поставили перед собой вопрос -где жить дальше. По словам Дмитрия Николаевича, доктора и ученые не рекомендуют тем, кто не один десяток лет прожил в северных широтах менять место жительства на южные края. Лучше для здоровья оставаться в умеренном климате. Юг области как нельзя к этому подходит. Стали выбирать место. И этот пригорок, где когда-то была деревня, очень понравился. Здесь и решили обосноваться. Заработанные на «северах» деньги вложили в строительство и вот уже пять лет живут в нашем районе. Пенсии и денег от сдачи в наем своих городских квартир вполне хватает.
- Очень хотелось «свить» свое родовое гнездо, - рассказывает Горячев. - Чтоб и дети, и внуки, и правнуки жили здесь. Мы, кстати, первым делом посадили кедровую рощицу. Чтобы лет через 80 наши правнуки смогли срубить себе дом из этих кедров. Чистый воздух, благоприятная экологическая обстановка, красивое место, сами себе хозяева... Что еще нужно для тихой размеренной жизни в единении с природой и собственным трудом.
В Никольской все единомышленники. Все придерживаются этой философии. Именно поэтому не просят государство подвести электролинии, сделать водопровод и т. д. Если будет все это, то вполне может случиться, что потянутся сюда случайные люди строить дачи, гостевые домики для отдыха и развлечений. А это негативно может сказаться на окружающей природе.
Так вот о философии. Задаем деликатный вопрос, мол, не сектанты ли, как поговаривают в районе? В ответ смех.
-
Нет, конечно. Видимо, от того, что живем вдалеке от больших сел, не местные, особо нигде не «светимся» (просто некогда!) и рождаются такие слухи. Нас даже как-то раз спросили: не собираемся ли конец света в пещере пережидать, как это делала какая-то секта в Пензенской области. Но что можно на такую чушь сказать? Только посмеяться в ответ. Наша философия - если такой термин вас устраивает - это гармония с природой, семья, родовое гнездо, труд. Что может быть проще. Видимо некая таинственность того, что живем мы достаточно обособленно и есть повод посплетничать.
-
А как же бытовые проблемы? Неудобно же жить вдалеке от «цивилизации»?
-
А кто сказал, что мы вдалеке? У нас интернет, мобильные телефоны, автотранспорт. Дети учатся в Новоалександровской школе, выписываем газеты... Есть, конечно, какие-то неудобства. Но их и проблемами-то нельзя назвать. Все вполне решаемо. Совсем нетрудно, например, съездить в село за продуктами, которые не можем произвести сами, за промышленными товарами. Не мы одни живем в маленьком поселении, где нет ни магазина, ни водопровода, ни других каких-то общественных мест, присущих для больших населенных пунктов. Везде живут люди. Мы свой выбор сделали осознанно и рады этому. Да, пойдемте, посмотрим наш сад, огород, лес.
Конечно, пока трудно назвать все это садом в нашем привычном понимании. Пока только подростки ягодных кустарников, плодовых деревьев (практически всех, которые могут расти и плодоносить в нашей местности), но это уже сад и гордость хозяев. В планах сделать запруду на ручье, чтоб был собственный водоем, высадить кедры, которые подрастают в питомнике, расширить пасеку, да много еще чего... Каждый сельский житель знает, что сказать в деревне «у меня сделано все!» нельзя. Ассортимент ягод, плодовых деревьев еще предстоит расширить, участок под овощи увеличить. Кругом же целина и каждая грядка создается с большим трудом. А еще птицы и лестные обитатели норовят всходы попортить. Как то вышли, например, посмотреть - кедры из орешек взошли или нет, а там бурундук сидит и беззастенчиво орехи, из грядки выкопанные, уплетает.
Прощаемся с гостеприимными хозяевами.
- Вы к нам на праздник приезжайте, - предлагают они. - Вот скоро день летнего солнцестояния, а потом День Ивана-купалы. Попоем народные песни, поиграем в игры!
Никольская скрылась за лесным поворотом. Вновь есть такая деревня на карте района. Вырастут кедры, из них будут построены новые дома. Никольская теперь - деревня перспективная.